Домой Общество Учителя стесняются: как в школах говорят о сексе, наркомании и жестокости

Учителя стесняются: как в школах говорят о сексе, наркомании и жестокости

124
0

Содержание

Учителя стесняются: как в школах говорят о сексе, наркомании и жестокости

Учителя стесняются: как в школах говорят о сексе, наркомании и жестокости Комментарии: 0 архив КП Мнение педагогов, психологов и школьников.

Криминальные новости пестрят холодящими душу историями, главными действующими лицами в которых выступают подростки – жестоко побили сделавшего замечание прохожего, напали и отобрали телефон у старушки, убили бомжа. Эти взрослые дети как будто живут последний день — уходят со скандалом из дома, режут вены, гуляют в странных компаниях, портят чужое, ввязываются в сбыт наркотиков, пробуют запрещенное: в реанимации детских больниц каждый день, особенно во время праздников, везут таких подростков с отравлением алкоголем или наркотиками.

«КП в Украине» выясняла, кто же должен донести ребенку важные жизненные постулаты — «не мучай собаку и одноклассника», «не нюхай соли, в пыли лежащие», «не верь лапше на ушах, да не принесешь в подоле» — родители или школа.  

Зависит от креативности учителя

Учитель из Коростеня Оксана Шуляренко рассказала, как педагоги проводят беседы с учениками в ее школе.

— Все эти темы обязательно обсуждаются на воспитательных часах (их еще называют часами общения), — говорит педагог. — Классные руководители планируют темы воспитательных часов на целый семестр, как это происходит — зависит от креативности, умений и желания классного руководителя. Кажется, что чаще это скучно и делается для галочки. Если в школе или в городе случается ЧП, то беседы проводят и дополнительно фиксируют в классном журнале (хотя тут перестраховки для учителя больше, чем заботы о детях). Иногда такие беседы могут проводить другие специалисты (по согласованию с отделом образования): о СПИДе — врач, о буллинге и жестокости — полиция и т.д. Обязательно проводятся различные тематические недели («Неделя безопасности ребенка», «Неделя противодействия насилию в семье» и т.д.). За буллинг взялись серьезно — беседы, воспитательные меры обязательны. Все это организует и контролирует заместитель директора по воспитательной работе. Учителя даже квалификацию повышают по вопросам противодействия буллингу.

Педагог рассказала, что острые темы обязательно поднимаются в ходе изучения отдельных учебных предметов, тех же «Основ здоровья». Есть факультативы «Живи по правилам», «Психология общения». Есть конкурс агитбригад за здоровый образ жизни, там эти вопросы тоже могут поднимать в виде выступления, мини-концерта, песен, танцев, стихов.

— Еще есть специальный факультативный курс о СПИДе, у нас одна учительница была на тренинге и 2 года его преподавала по особой иностранной программе, — говорит Оксана. — Мне кажется, что СПИД сейчас — уже не популярная тема, это и в курсе биологии учат, как и тему «Половое созревание». Еще у нас есть религиозные организации, которые помогают наркоманам, иногда бывшие наркоманы выступают перед детьми. Христианская церковь проводит беседы (с согласия родителей), священник приходит в школу.

Безобразие, а не демократия

Заслуженный учитель Украины Пауль Пшеничка считает, что важную и непростую информацию детям нужно давать систематически и сообща – в связке «родители-учителя-общественные организации-полиция», — только тогда будет толк. Никуда не годятся те знания, которые сейчас дает ученикам современная школа.

— Массовая школа сейчас запущена, дети ведут себя как хотят, постоянно в телефонах, даже во время уроков, — вздыхает педагог. – Мы называем это демократией, на самом деле это безобразие. В школе должна быть дисциплина, как, например, в военно-спортивных школах, где дети отключены от гаджетов, пьянства, курения и компьютерных игр.

На школу надейся, а сам не плошай

Психологи говорят, что основа знаний и понимания, как нужно вести себя адекватно, должна исходить из семьи.

— Первым примером поведения для ребенка выступают родители — самые близкие люди, к которым есть доверие, — говорит школьный психолог из Днепра Виктория Лихошерстная. – С детьми нужно говорить, это очень важно. Часто это сделать трудно, и мам с папами можно понять – их родители не разговаривали с ними в свое время. Важно выстроить доверительные отношения. Детей с родителями может сблизить совместное занятие – даже регулярные просмотры интересных фильмов могут стать отличной семейной традицией.

Все начинается с семьи, и, если ребенок видит конфликты, скандалы и физическое насилие, – он будет нести в мир жестокость, выливать ее на сверстников или детей слабее себя.

У школьных психологов есть целое направление – «Профилактическая работа». Это разные курсы и факультативы, тематические недели с конкурсами, стенгазетами и выступлениями. Все они направлены на освещение острых и важных тем в легкой непринужденной форме.

— Например, у меня есть цикл занятий «Между нами, девочками», — рассказывает психолог. — Для каждого класса есть своя тематика. По возможности приглашаем гинеколога, который может рассказать много интересного об особенностях взросления. Взаимодействие мужчины и женщины очень интересуют подростков, но на эту тему с ними никто не говорит. Очень интересны детям вопросы о сексуальной культуре и гендере. Например, часто встречаю вопрос от девочек «Почему мне нравятся девочки? Со мной что-то не так?». Ребенок мучается вопросом, не зная, что это подростковая особенность. Дети хватают информацию из интернета, но мозг еще не готов к обработке этой информации. Рядом в такой момент должен быть взрослый, который все объяснит.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Бесшовное белье: комфорт, идеальная посадка и незаметность под одеждой

Что же касается жестокости, психолог сетует на неумение детей правильно решать конфликты. Родители учат сразу давать сдачу обидчику, не вникая в подробности, хотя на деле конструктивнее всего было бы разобраться в ситуации.

МНЕНИЕ ШКОЛЬНИКА

То, что рассказывают учителя не всегда интересно

Послушав точку зрения экспертов, я задала вопрос сыну, закончившему 9-й класс, как проходят беседы с детьми у него в школе и нравятся ли ему такие уроки. Надо отметить, что школа Родиона – самая большая в Днепре, в нее ходит больше полутора тысячи учеников, можно сказать, непаханое поле для работы специалистов. 

— Все, что мне интересно, я спрашиваю у вас с папой, — сказал сын. – А то, что рассказывают в школе об отношениях – не всегда интересно. Учителя стесняются, мы все время смеемся между собой. К нам приезжали полицейские с лекцией о буллинге – это было прикольно и познавательно, потому что на тот момент не все понимали, что такое буллинг и как он может выглядеть. О наркотиках интересно было послушать. Потому что рассказали, что бывает с мозгом, когда человек принимает вещества. Еще интересно, что к ним привыкание с первого раза. А то, что в течение года рассказывают учителя – не так познавательно, мне кажется, я бы сам мог рассказать больше, чем учитель.

А КАК У НИХ?

Израиль

Ольга Ермекбаева – мама троих мальчишек, двое из которых ходят в израильскую школу, поделилась своим опытом.

— Тут с садика стараются жестко реагировать на рукоприкладство, — рассказала она. — Никто не делает вид, что не видел конфликта, не будет игнорировать жестокость. С детства детей учат решать конфликты правильным путем – разговаривать, идти на компромисс. При этом делают упор на чувства ребенка, чтобы он мог объяснить, что его обидело и задело. Это делается, чтобы обидчик понял, какие его действия могут принести вред. В начальных классах есть урок «Жизненные связи», на нем учитель обсуждает с малышами, что такое дружба, как реагировать на проигрыш. 

В старших классах, по рассказу Ольги, с детьми говорят о правильных отношениях между мальчиками и девочками, там же рассказывают о контрацепции. Каждый год, по мере взросления детей, темы меняются. 

— Есть дети, которым тяжелее – они более агрессивные, часто из сложных семей. С ними постоянно ведут работу. В благополучной школе таких немного – в основном они уходят в специализированные классы. В жизнь ребенка очень включены родители: не дай бог чадо кто-то тронул – могут в ссору детей влезть, написать в чате родителям второй стороны претензию, учителю звонят с просьбой разобраться. У родителей есть влияние.

Еще в израильской школе очень серьезно относятся к теме бойкотов одного ребенка остальными. Если кто-то собирается праздновать день рождения, он не может пригласить несколько друзей и не пригласить одного или двух человек – только всех.

— Много педагоги работают над самооценкой детей, — говорит Оля. — Неважно, толстый ты или худой, с прыщами или без, уши торчат или нос картошкой – каждого ребенка воспитывают так, чтобы он ощущал себя принцем или принцессой.

США

О работе с детьми в школах Америки рассказала мама двух девочек — Яна Усенко.

— Работа с детьми ведется с самого детского сада, но ненавязчиво, — говорит девушка. — Из года в год с детьми проводят разговоры – дело в том, что перед каждым уроком есть немного времени, чтобы поделиться с учителем своими переживаниями и задать вопросы. В это же время проводят воспитательную работу. В первую очередь их учат не судить людей по внешнему виду – за оскорбительное слово, жест и даже взгляд можно схлопотать повестку в суд. Но наличие бесед зависит от уровня школы. Если у школы рейтинг 1010, то и заботы об учениках будет больше. А в школах с низким рейтингом, в районах, где рядом со школой стоит здание колонии для несовершеннолетних, такие беседы не проводят из-за бесполезности.

Польша

А вот в Польше, судя по рассказу папы двух мальчишек Константина Кащенко, никакой работы с детьми не проводят. 

— Вместо всего этого в школе есть предмет «Религия», возможно, там как раз и внушают христианское смирение и что можно делать, а что нельзя, — говорит Костя. — Мой сын на религию не ходит, для него я выбрал этику. Спросил у школьного психолога, он говорит, что иногда могут быть разговоры с детьми на классном часе, но как правило — проблемы решают, когда они возникают.