С 15 ноября по 15 декабря во Всероссийском музее декоративного искусства в Москве проходит выставка «Заонежская вышивка: коллекции и судьбы». В экспозиции представлено более ста предметов XIX–XX веков из собраний музеев и архивов России, многие из которых демонстрируются широкой публике впервые. Выставка организована совместно с музеем-заповедником «Кижи».
Фотография предоставлена организаторами
Заонежская вышивка — крупнейший народный художественный промысел Карелии — занимает особое место в декоративно-прикладном искусстве Русского Севера. С момента основания артели в 1929 году в деревне Хашезеро и до сегодняшнего дня на фабрике в Медвежьегорске создаются изделия, сохраняющие традиционные мотивы вышивок и техники «тамбур», «строчка по сетке», «мережка».
В первом разделе выставки представлено мастерство заонежских вышивальщиц рубежа XIX–XX веков, например полотенце «Цветы» и подзор 1920-х годов, выполненные Парасковьей Назаровой, первым руководителем артели. Также посетители увидят полотенца из коллекции музея-заповедника «Кижи», собранные во время экспедиций 1970-х годов, и фотографии вышивальщиц из собрания Национального музея Республики Карелия, сделанные фотографом Яковом Роскиным в поездке по Заонежью в 1938 году.
В 1930–40-е годы в заонежской вышивке стали активно использоваться агитационные мотивы и тематика карело-финского эпоса «Калевала». Послевоенный период был одним из самых сложных для артели, разоренной войной. Документы в экспозиции рассказывают, как тяжело было вышивальщицам совмещать работу и семейную жизнь.
Представлены на выставке и предметы 1960–80-х годов — периода, когда ассортимент предприятия кардинально изменился. «Заонежская вышивка» перешла на машинное производство и стала сотрудничать с Научно-исследовательским институтом художественной промышленности. Ярким примером совместной работы художников и технологов стали экспериментальные «зашивки», комплекты домашнего текстиля.