С 25 мая по 5 сентября в Большом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича (Московский государственный объединенный музей-заповедник) проходит выставка «Иван Федорович Барщевский. Фотограф русской старины». Художественно-биографический проект включает в себя мемориальные предметы и старинные фотоаппараты из коллекции Политехнического музея, редкие документы и снимки самого Барщевского.
Иван Барщевский. 1870–1880. Санкт-Петербург. Частное собрание фотографий Барщевской Е.И.Иван Барщевский (слева) и архитектор-реставратор, основатель Музея-заповедника «Коломенское» Петр Барановский. Московская область. 1933. Частное собрание фотографий Барщевской Е.И.Иван Барщевский. Москва. 1920-е годы. Фотография предоставлена Московским государственным объединенным музеем-заповедником
Иван Барщевский родился 16 апреля 1851 года в Лужском уезде Петербургской губернии, провел детство в деревне. В 17 лет он отправился на заработки в Петербург, получил работу в мастерской Царскосельской железной дороги, но через два года был вынужден уволиться из-за производственной травмы. В поисках новой работы Барщевский случайно зашел в ателье придворного фотографа Карла Бергамаско, где получил должность ретушера.
Специалисты выделяют ростовский период как знаковый в творчестве фотографа. В 1887 году Барщевский с женой Елизаветой Васильевной прибыл в Ростов Великий. Красота и величие древних сооружений поразили фотохудожника, и он начал снимать старинные, уже сильно ветшающие храмы, чтобы запечатлеть их для потомков. Так Барщевский первым в российской истории стал создавать документально-художественную фотографическую летопись памятников архитектуры.
Делая снимки в разных уголках страны, он издавал их в альбомах, и с 1884 по 1896 год выпустил около 50 фотокниг. Деятельность Барщевского отмечали многие специалисты: он получал награды от Русского технического общества, Археологического общества, Министерства финансов. Фотограф стал действительным членом Императорских и ученых обществ: Географического, Археологического, архивных комиссий, поощрения художеств, естественно-исторического, распространения технических знаний.
Иван Барщевский. Благовещенский собор. Кремль, Москва. 1889-1890. Фотография предоставлена Московским государственным объединенным музеем-заповедникомИван Барщевский. Улица села Коломенского, Московская область. СССР, Московская область. 1936. Фотография предоставлена Московским государственным объединенным музеем-заповедникомИван Барщевский. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Ярославль. 1891-1894. Фотография предоставлена Московским государственным объединенным музеем-заповедником
К обширным знаниям и богатому опыту Барщевского постоянно обращались знаменитые ученые. Его снимки использовали в научной работе архитектор Владимир Суслов, искусствовед Николай Султанов, историки и археологи Алексей и Прасковья Уваровы, художник и реставратор Игорь Грабарь.
Важным этапом в жизни Барщевского стал смоленский период, который начался со знакомства с Марией Тенишевой — крупным меценатом, собирательницей древностей, создательницей музея «Русская старина». По поручению Тенишевой фотограф искал и приобретал предметы церковного обихода и изделия народных мастеров, работал в Талашкинских художественных мастерских, составлял опись собранных княгиней изделий.
В последние годы жизни Иван Федорович работал в музее «Коломенское». Несмотря на почтенный возраст — 82 года, он вместе с учеными активно исследовал и фотографировал памятники архитектуры, а также занимался реставрацией коллекций керамики, слюды, металла.