Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музей современного искусства «Гараж» и Дом культуры «ГЭС-2» представляют совместный городской проект «Музейная четверка». Объединение четырех известных учреждений культуры позволит москвичам и гостям столицы переосмыслить ее культурную географию, а также разнообразить культурный досуг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Фотография: fourmuseums.moscowМузей современного искусства «Гараж», Москва. Фотография: garagemca.orgГосударственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва. Фотография: pushkinmuseum.artДом культуры «ГЭС-2», Москва. Фотография: Юрий Пальмин / v-a-c.org
В основе проекта лежат авторские маршруты, разработанные специалистами объединения. В них входят известные и необычные городские локации, музейные собрания и временные экспозиции, музыкальные события и перформансы, а также просветительские мероприятия. «Музейная четверка» знакомит посетителей с древней историей и динамичной современностью Москвы. Организаторы будут представлять новые маршруты каждый сезон. Узнать подробности о них можно на официальном сайте объединения.
Маршрут Пушкинского музея представляет собой мокьюментари-спектакль «Овощи-гиганты» режиссера Семена Александровского. Рассказчики — бывшие музейные сотрудники, философ, официантка, экскурсовод и сами горожане — делятся воспоминаниями о внезапном появлении огромных тыкв в центре Москвы и столь же таинственном их исчезновении.
«Нас объединяет самое важное — схожий взгляд на мир. География, которая формально нас соединяет, дает много преимуществ с точки зрения творческих импровизаций. Мы подаем сигнал нашим зрителям и гостям города, что есть четыре музея, зайдя в каждый из которых можно увидеть нечто целое. История искусства — это то, что мы показываем вместе. Это шире, чем просто Москва, и шире, чем просто четыре институции, которые находятся недалеко друг от друга», — отметила директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.
Маршрут от музея «Гараж» создала историк архитектуры Анна Броновицкая. Он посвящен архитектуре учреждений, входящих в «Музейную четверку», и расположенных вблизи них знаковых зданий.
«Это действительно беспрецедентный союз, когда в Москве объединяются два федеральных музея и два частно организованных. При этом это одни из самых публичных институций, которые ориентируются на мировую культурную повестку, которая им кажется общей для всех. Здесь диалог с современностью — принципиальный момент. Москва становится тем городом, из которого не хочется уезжать и который конкурирует в области культурного предложения с другими мировыми мегаполисами», — прокомментировал директор «Гаража» Антон Белов.
В маршруте от Третьяковской галереи до Новой Третьяковки собраны музеи, особняки и бывшие фабрики, сотрудники, владельцы и гости которых внесли большой вклад в культуру России. Путь разработала Татьяна Юденкова — доктор искусствоведения, заведующая отделом живописи второй половины XIX — начала XX века.
«Мы отличаемся от музейных миль в других столицах мира — мы все расположены вдоль линии Москвы-реки, которая дает иную перспективу, расширяя горизонты. Расширение горизонта — одна из очень важных задач. Это инициатива, которая серьезно поможет взаимодействию зрителей со всеми нами, нашему взаимодействию с городом», — рассказала генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Маршрут Дома культуры «ГЭС-2» состоит из геометрической прогулки, придуманной художницей Анастасией Рябовой. В него входят восемь равнозначных точек, которые складываются в форму куба. Посетители могут выбрать короткий путь от одной точки к другой, а могут отправиться по всем предлагаемым траекториям.
«Мы близки не только территориально, но и идейно, всегда и во всем поддерживаем друг друга. Институциональный альянс в Москве — большая удача, позволяющая развивать городскую среду, предоставляя для этого новые возможности и рождая живой интерес аудитории. Я призываю воспринимать «Музейную четверку» как метапространство, которое создает оригинальное культурное предложение, не ограниченное стенами музеев», — заявила директор фонда V–A–C Тереза Иароччи Мавика.
Одной из главных целей «Музейной четверки» станет обеспечение доступной среды и распространение в городе инклюзивной культуры. Над этим работает межинституциональная команда, в которую вошли специалисты четырех музеев, независимые эксперты и консультанты с опытом инвалидности. Музеи представят «Доступную карту», которая поможет пользователям самостоятельно оценить физическую доступность того или иного маршрута. На карте будут обозначены пандусы, туалеты, а также различные барьеры, зоны сенсорной нагрузки и другие аспекты городской среды.
Специалисты «Музейной четверки» разработают и адаптированные версии маршрутов для людей с разными формами инвалидности: организуют экскурсии на русском жестовом языке, маршруты с использованием тифлокомментария и на ясном языке. Также пользователям будут доступны аудиофайлы с тифлопрогулками, предназначенные для навигации незрячих и слабовидящих посетителей до зданий музеев.
Подробнее о «Музейной четверке» читайте на официальном сайте.