Содержание
Ще не вмерла Антарктида: зачем Украине британский ледокол, которому больше 30 лет Комментарии: 5 Скриншот видео Youtube/British Antarctic Survey Еще 25 лет назад именно на James Clark Ross уехала первая украинская антарктическая экспедиция, а сейчас на это судно наши ученые возлагают большие надежды.
Насколько выгодна и целесообразна такая покупка, где взять деньги на модернизацию и как планируют использовать ледокол, «КП в Украине» рассказал руководитель 25-й Украинской антарктической экспедиции Юрий Отруба.
Наконец-то у нашей антарктической станции будет свое судно. Это не только облегчит логистику, но и позволит исследовать Мировой океан, развивать станцию «Академик Вернандский», организовывать консорциумы с другими странами и проч. Ледокол James Clark Ross, конечно, не новый, но строить с нуля обошлось бы в около 250 млн евро. А б/ушное мы купили за 5 млн долларов (около 4,2 млн евро), плюс внутри есть оснащение, которое позволяет проводить научные исследования.
Раньше приходилось брать судно в аренду
— Юрий, для чего и нужен ли Украине британский ледокол James Clark Ross, покупку которого анонсировали в Кабмине? Как его будут использовать?
Юрий Отруба. Фото: ФБ
— Ледокол значительно облегчит логистическую деятельность украинских ученых в Антарктиде. Для снаряжаемых экспедиций приходится нанимать фирмы, которые в свою очередь нанимают судно. Бывают периоды, когда нужно сделать несколько рейсов, но нет возможности найти нормальное судно на определенные даты. Или же нет рейса, или не подходит по средствам. А имея собственное судно, можно в любое время делать экспедиции. Это расширит нашу научную деятельность в этом регионе, поскольку мы сможем проводить исследования не только на станции, но и охватить Антарктический полуостров для них.
— Будет ли выгодно Украине иметь собственный ледокол?
— Мы сможем также снаряжать экспедиции других антарктических научных станций, которые не имеют собственного судна и могут быть заинтересованы. В экономическом и научном плане выгодно.
— Насколько это решит доставку нашей экспедиции в Антарктиду? Он будет постоянно курсировать между Украиной и Антарктидой или будет там проводить исследования?
— Будет зависеть от дальнейшей научной программы и экономической целесообразности. Возможно, корабль будет курсировать в Антарктиде и находиться в портах Южной Америки. Надо понимать, есть ли целесообразность гнать судно в Украину и назад, — это 80 суток туда и обратно. Скорее всего, он будет находиться в Антарктиде и проводить весенне-летнюю деятельность, делая научные исследования вокруг полуострова. В зимний период судно будет находиться в южных портах, где ему будут проводить технические обслуживания при необходимости, которые обычно проводятся ежегодно.
В Украине есть программы касательно развития антарктической станции. Существующей мы пользуемся 25 лет, до нас ею пользовались британцы, а последняя реставрация производилась в 80-м году. Необходимо в перспективе построить новый корпус станции. Говоря о такой перспективе, целесообразно гнать судно из Украины, так как станция большая и вмещает много строительных материалов. Удобнее поставлять материалы из Украины для определенных целей. Это непосредственно могут осуществить украинские предприятия.
На судне есть лаборатории, можно доставить новое оборудование
— Известно ли, насколько современное на судне оборудование?
— Корабль относительно не новый, 1991 года, но внутри в течение 30 лет модернизировался. Если строить новый, то это будет стоить приблизительно 250 млн евро. В научном плане установлены современные системы — жизнеобеспечения и навигационная, — позволяющие проводить исследования. Главное — остаются лаборатории, которые можно использовать впоследствии. Их можно совершенствовать, устанавливая новое оборудование, которое впоследствии можно будет снять. Например, выиграв грант или одержав победу в каком-то проекте, можно эти деньги вложить в оборудование.
— Если это научное судно, то что благодаря ему мы сможем узнать? Какие конкретно исследования можно проводить?
— Непосредственно морские исследования, куда входит изучение океана и его обитателей, растений и организмов. Это даст возможность высаживаться на других районах вокруг Антарктического полуострова, где ученые смогут проводить научную деятельность.
— Нужно ли под это судно специально обучать экипаж или ученых?
— Часть экипажа будет состоять из людей, которые обслуживали судно. С ними подпишут контракт на некоторое время, условно до полугода, но, может, и более года. Они будут обучать новый экипаж. В свое время так сделали итальянцы, и у нас будет похожая модель. А на James Clark Ross обслуживали не только англичане, но и другие граждане Европы.
Такие судна продаются раз в 10-20 лет
— Если выгодно иметь собственный ледокол, то почему его не приобрели в течение предыдущих 20 лет? Есть ли необходимость делать такую инвестицию именно сейчас?
— Не было денег и соответствующих предложений о продаже, в частности от Великобритании. Речь о приобретении судна для Украины началась с конца 2019 года. Однако Великобритания некоторое время откладывала продажу по причине нахождения на доработке их нового судна. Ледокол был им еще необходим в эксплуатации.
Узнав, что Украина заинтересована в приобретении корабля, британцы не стали выставлять его на публичную продажу, приняв наше предложение о покупке. Таких ледоколов относительно мало за такие деньги, и продаются они раз в 10-20 лет.
Однако выгодность такой инвестиции покажет время. В целом, если есть антарктическая станция, на которой в дальнейшем будут проводиться исследования на высоком уровне, то приобретение ледокола необходимо. Без него особо не будет развития. Для Украины это выгодно, но при грамотном подходе.
— Известно ли, как его использовали англичане?
— За назначением для обеспечения своих антарктических экспедиций. Для обеспечения двух своих станций — Грузера и Халли-4.
— Первоначальная стоимость ледокола составляла $10 млн, затем сошлись на $5 млн. Как удалось сбить цену в два раза?
— Британцы идут на уступки. Скорее всего, уже просчитано, во сколько в дальнейшем это будет обходиться.
В Минобразовании обосновали, зачем нужен ученым ледокол (чтобы увеличить, нажмите здесь). Фото: МОН Украины.
КСТАТИ
— Ледокол James Clark Ross (JCR) — бывший флагман Британской антарктической службы. По интересному стечению обстоятельств именно он был тем судном, которое доставило на антарктическую станцию «Джеймс Фарадей», теперь известную как «Академик Вернадский», первую украинскую антарктическую экспедицию в 1996 году, — рассказал директор Национального антарктического научного центра (НАНЦ) Евгений Дикий.
СПРАВКА
JCR был спущен на воду в 1990 году. В первую очередь является морским исследовательским судном для биологических, океанографических и геофизических круизов. Оснащен набором лабораторий и лебедочных систем, которые позволяют размещать научное оборудование на корме или в середине корабля.
Корабль имеет чрезвычайно низкий уровень шума, что позволяет использовать чувствительное акустическое оборудование.
JCR также выполняет некоторые грузовые и логистические работы.