Домой Общество Поколение безграмотных: на дистанционке школьники усвоили только половину знаний

Поколение безграмотных: на дистанционке школьники усвоили только половину знаний

94
0

Содержание

Поколение безграмотных: на дистанционке школьники усвоили только половину знаний

Поколение безграмотных: на дистанционке школьники усвоили только половину знаний Комментарии: 2 REUTERS Во всем мире столкнулись с негативным последствием удаленного образования.

Прошло чуть больше года с начала карантина и введения в школах дистанционного обучения. И вот неутешительный итог — «удаленка» не «заходит» полноценно школьникам. И речь не только об Украине — об этом говорят исследования, проведенные в Нидерландах учеными Оксфордского университета.

Там оценивали тесты по математике, правописанию и чтению для учащихся в возрасте от 8 до 11 лет (голландские школы с 4-го по 7-й классы) и ставили общую оценку по всем трем предметам. Затем цифры сравнили с результатами прошлых лет.  И вот вывод — на дистанционке ученики младшей школы в среднем недобрали 20% знаний. Дети из неблагополучных семей показали еще более грустный результат – минус 50%.

И это в стране, где созданы наилучшие условия для виртуального образования! Можно лишь с грустью констатировать — в Украине эти цифры будут еще более удручающими. Или нет?

Нужны летние образовательные программы

— Когда нет няньки в виде учителя, для 80% учеников обучение становится проблемой, — уверен педагог и эксперт в области образования Виктор Громовой.

И это касается всех стран – уровень образования снизится везде, о чем и предупреждает данное исследование.

В первую очередь к новой системе обучения не могут привыкнуть дети, которые сами по себе не высокомотивированы или которым семья не может обеспечить технические возможности для дистанционного обучения.

Откорректировать упущенные знания, по мнению специалиста, можно с помощью репетиторов и специальных программ.

— В Америке запускают летние программы, — говорит Виктор. – Они напоминают советскую практику в лагерях труда и отдыха. Старшеклассников будут организовывать таким образом, чтобы они могли денег заработать и проходить программу интеллектуального развития. Программы эти коррекционного характера. А в Германии, например, существует целая система репетиторской поддержки.

Большое значение для поддержания уровня знаний ребенка, по мнению эксперта, имеет образовательное пространство семьи.

— Если родители считают, что школа – это камера хранения, в которую сдал ребенка, а сами топают ногами, что учителя какие-то «не такие», – теперь есть возможность почувствовать себя в роли учителя, мотивировать своего ребенка и обеспечивать необходимыми условиями, — говорит педагог. — Большинство семей не готовы к этому. Там, где образовательное пространство работает – катастрофы нет, где не работает – потом придется догонять.

Но чтобы был положительный эффект, нужна жесткая ответственность учеников за результаты знаний, которые получили.

— Я за то, чтобы вернуть практику выпускных и переводных экзаменов. Ученик знает, что если не продемонстрирует минимально достаточный уровень знаний, то на следующую ступень не перейдет, – считает Громовой. — Жесткий отбор должен быть и в старшую школу. Это возможно, если мы сделаем сеть лицеев с жесткими экзаменами. Зачем нам 80% университетов, в которых половина студентов просто просиживают время? В Германии 40% университетов, и этого достаточно для экономики. А остальные 40% — аналог нашего ПТУ, где дети получают рабочие профессии.

Основатель лицея «Гранд» и полноценной онлайн-школы «Гранд-Экспо» Владимир Спиваковский. Фото: Личный архив

Наши онлайн-школы признает Запад

— Вы сильно удивитесь, но наша страна, скорее от отчаяния, совершила подвиг, который и не снился западным странам. Мы сумели экстренно создать централизованное обучение детей по телевидению. И несмотря на многочисленное ошибки, более миллиона детей смогли этим воспользоваться, тогда как у них не было никаких альтернатив учиться вообще,– уверяет «КП» в Украине» основатель лицея «Гранд» и полноценной онлайн-школы «Гранд-Экспо» Владимир Спиваковский. — Многие школы организовали онлайн у себя. Да и несколько специализированных дистанционных школ прекрасно справились с наплывом детей в них. Как бы это смело ни звучало, в Украине есть шанс создать очень эффективные сети онлайн-школ высокого качества. Я даже больше скажу: они создаются и признаются Западом, что видно из того, что возникают запросы на франшизы – как по новому контенту, так и по уникальным образовательным платформам, не имеющим аналогов на Западе.

Наш собеседник уверен, что в онлайн-школе ребенку скучно не будет.

Когда мы столкнулись со сложностями усвоения детьми информации, то тут же придумали, разработали и запатентовали специальные многомодульные уроки (а не просто по 45 минут), в которых есть и разогрев, и живое общение, и ядро урока, и увлеченность, и концентрация внимания, и видео, и чаты, и интереснейшие задания, и т.д. И проблема была решена, — говорит Спиваковский.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Геофизик Александр Григорьев: Хотели вернуться на Говерлу и найти нашу записку 1971 года. Но нашли другие

Преподаватель Ришельевского лицея города Одессы Павел Виктор. Фото: Личный архив

Важно видеть реакцию ученика

Впрочем, так оптимистично настроены далеко не все. Скептиков гораздо больше, в чем мы убедились, расспросив экспертов от образования из разных уголков Украины.

— Никакое дистанционное образование, какой бы технической поддержкой оно ни сопровождалось, не заменит живого общения, – уверен учитель Ришельевского лицея города Одессы Павел Виктор. — Мы учим не только словами, но и интонацией, жестами, взглядом, паузами. В конце концов очень важна обратная связь. Нужно видеть ученика крупным планом, а не иконку на мониторе. Ребенок может поднять руку, задать вопрос, у учителя есть возможность увидеть выражение лица в ответ на его фразу. Тогда можно определить, понял ученик материал или нет, и повторить то, что не понял, другими словами.

То, как усваивают материал дети, которые сейчас учатся на дистанционке, пока не ясно. Для проверки знаний нужно проводить тестирование.

— Сложно судить с высокой степенью достоверности, как дети усваивают информацию, — говорит Павел. — Проводить контрольные онлайн бессмысленно — надо дождаться, когда дети вернутся в класс. Но, судя по всему, результаты будут хуже, чем при обычном обучении. Придется наверстывать.

Блогер и учитель Ольга Халепа. Фото: Личный архив

Педагоги не знают, что делать

В этом учебном году блогер и учитель Ольга Халепа уже не работает в школе и может судить о качестве обучения по наблюдениям за своей дочерью и бывшими учениками.

— То, как проводят занятия – зависит от уровня педагога и того, как он хочет донести информацию, — говорит Ольга Халепа. — Моей дочке преподают онлайн как на полноценном уроке. То есть проводят по плану, но адаптируясь под новые условия. Хотя я знаю учителей, которые до сих пор не понимают, что такое онлайн-обучение. Они не против дистанционки, но считают, что дать ссылку на чужой урок – это и есть онлайн-обучение. Есть педагоги, которые не знают, что такое класс-рум. Какие знания дают такие преподаватели – непонятно. Конечно, многое еще зависит и от ученика, от того, как он относится к обучению. Если к урокам серьезно подходил еще до начала дистанционного обучения, то и теперь он будет заинтересован в получении знаний.

По словам эксперта, не всегда уроки проходят без проблем. Ольга с семьей живет в сельской местности, а там иногда не бывает интернета. То работники обрезали деревья и оборвали электропровода, то отключают свет в селе, которое дает интернет. Бывает, обучение приостанавливается на несколько дней. А уроки в связи с аварийными ситуациями для школьников потом не повторяют.

—  В целом я заметила, что ученики 5-8-х классов не замотивированы к обучению, чаще всего просто отбывают уроки, — делится наблюдениями Ольга. — Большой минус нашей системы образования в том, что мы не умеем замотивировать учеников, и они не понимают вообще, зачем учатся в школе. Чаще всего необходимость обучения «доходит» только в 9-х и 11-х классах перед экзаменами. А дистанционное это обучение или нет – неважно.

Педагог и эксперт в области образования Виктор Громовой. Фото: Личный архив

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Заслушалась уроком географии

У меня, мамы двух школьников, есть некоторое недовольство новой системой обучения, но я понимаю, что мои замечания актуальны не для всех школ и городов. Например, у старшего ребенка онлайн-уроки проходят не каждый день, хотя когда учится офлайн, приходит домой не раньше четырех вечера после 7 уроков.

Домашние задания во время карантина сын почти не делает. Выбирает только те предметы, которые нравятся, их и учит. Говорить и увещевать бесполезно – парень уже взрослый и имеет собственное мнение на любой вопрос. В школе, когда учитель видит ученика, мой сын ведет себя более ответственно.

По качеству преподаваемых в зуме уроков ничего плохого сказать не могу. Буквально на днях краем уха слушала, как учитель географии рассказывала детям о торговле между странами мира. Было так интересно, что дослушала весь урок. Преподаватель искусно вовлекала в разговор учеников, задавала вопросы и отвечала на те, которые возникали у детей.

Репетитор по математике моего сына говорит, что самые основательные пробелы в знаниях по алгебре и геометрии у него как раз в той программе, которая пришлась на карантин.