Домой Общество Отпуск в Одессе: Надоели вы, конечно, но приезжайте еще!

Отпуск в Одессе: Надоели вы, конечно, но приезжайте еще!

144
0

Содержание

Отпуск в Одессе: Надоели вы, конечно, но приезжайте еще!

Отпуск в Одессе: Надоели вы, конечно, но приезжайте еще! Комментарии: 5 Павел Дацковский Как корреспондент «КП в Украине» отдыхала в Южной Пальмире.

Особых мучений в выборе места для отпуска у меня не было: прививочная очередь до нас пока не дошла, поэтому в вожделенные «заграницы» никто бы не пропустил. В Турции — жарко и многолюдно, на Азове — медузы, блохи и скверный сервис. Оставалась Одесса, в которой, конечно, тоже все это можно обнаружить, но любимым мы ведь и не такое прощаем.

Спасибо, «Укрзалізниця», что живой

В этом году железная дорога расстаралась в плане дополнительных поездов в Южную Пальмиру, поэтому за 45 суток билеты из Днепра никто не ловил, купили всего за три недели до отъезда, и даже нижние места.

Правда, дополнительные поезда — это как осетрина второй свежести, как бы и поезд, но слепленный из чего попало. Удобства — соответствующие. При температуре на улице +34 и +40 в вагоне окна в купе не открывались в принципе, в коридоре — только одно и то зафиксированное умельцами с помощью пластиковой бутылки. После доходчивого пояснения проводника, что кондиционера нет и не будет, а кому не нравится — пусть идет за билетами по 700 гривен, мужчины начали раздеваться, женщины намочили простыни и полотенца и все наконец двинулись к морю.

Спать никому не хотелось и не моглось, поэтому бунтари пытались звонить на горячую линию «Укрзалізниці», знатоки физики устраивали самодельный сквозняк из простыни, хитро размещенной по траектории движения воздуха из единственного окна. Правда, ее пришлось держать на вытянутых поднятых руках по очереди, но ведь в купе четыре человека, и, если сменять друг друга, вполне можно жить. Под простыней шныряли дети, из тамбура пахло табаком — мужики из соседнего купе обиделись и решили хоть так насолить железной дороге. В общем, атмосфера одесской коммуналки сопровождала весь этот трудный путь.

Но зато утром на перроне, после первого вдоха и выдоха, у всех были такие счастливые лица, как будто приехали мы как минимум в Ниццу.

Аншлаг на вокзале: чтобы сдать или забрать чемодан, нужно выстоять полчаса на солнцепеке. Фото: Павел Дацковский

Жилье: «шоб прилично — не меньше тысячи»

Этим летом в Одессе сдается все мало-мальски пригодное для жилья. Знакомая одесситка рассказала, что ее сестра, зарабатывающая в сезон на аренде своего небольшого домика, «допереселялась» аж до выезда к сыну в Ильичевск.

— В прошлом году Таня жаловалась, что сезон не очень, — говорит Лидия. — А сейчас в доме из четырех комнат живут три семьи. Ей места не осталось — перебралась во флигель. Потом и его сдала — перешла в летнюю кухню. А сейчас и в кухню поселила какую-то парочку, так что пришлось к сыну съезжать. Ведь только летом и можно заработать, еще месяц — и гуд бай, сиди да копейки с пенсии пересчитывай.

Судя по разговорам на пляже, среди вновь прибывших много «беженцев» из Кирилловки, уставших сражаться с медузами, водорослями и насекомыми всех видов и классов, облюбовавшими Азовское побережье.

— Просидели неделю с детьми на базе на Федотовой косе, купались три раза, — говорит харьковчанка Алена. — Плюнули и вернулись домой, хорошо, что хоть деньги за вторую неделю нам вернули. Через три недели приехали в Одессу. Плохо, конечно, что город, машины, люди, но хоть купаться можно. Поселились рядом с морем, повезло, что нашли — не очень, конечно, красиво, но жить можно.

Сейчас в Одессе «жить можно» — это в среднем 600-700 гривен в сутки во флигельках и пристройках, где, конечно, можно и спать, и мыться, и приготовить, но не рассчитывайте на кондиционер, бытовую технику или хороший ремонт. Эти домики пока сопротивляются натиску высоток, строящихся вдоль моря с впечатляющей скоростью, и найти их можно, только читая объявления на заборах по дороге на пляж.

Кстати, в тех самых высотках квартиры тоже активно сдаются. Если повезло, однокомнатная студия на каком-нибудь 17-м этаже будет стоить 1100 гривен в сутки, но, как правило, это 1300 грн и не меньше. В роскошной и тусовочной Аркадии, которая за последние 10 лет стала походить на город в городе, причем даже не в Украине, двухкомнатная просторная квартира с окнами в пол и видом на море — 1900 гривен.

Нам из-за туристического ажиотажа не удалось снять квартиру на две недели сразу, пришлось арендовать две по неделе. Несмотря на разные районы, обе стоили 1100 гривен в сутки. Как сказала пожилая одесситка, зарабатывающая уборкой в таком жилье, «в этом году шоб прилично — не меньше тысячи». Было «прилично»: и ремонт, и бытовая техника, и мебель, и постель. И до моря недалеко, и в центр города удобно, и на Привоз.

На ВИП-кроватях по 200 гривен вас практически никто не заметит. Фото: Павел Дацковский

«Кто креветок не возьмет, от того жена уйдет!» и другие закономерности пляжного отдыха

Конечно, большинство туристов едут в Одессу «за морем», не особо обращая внимание на новостные страшилки о закрытии пляжей или несоответствии нормам микробиологических показателей воды. Как человек «информационно ушибленный», я перед отпуском подписалась на страничку Одесского областного центра контроля и профилактики болезней, где регулярно рапортуют о проверках воды — питьевой и морской, инфекционных и прочих заболеваниях.

На наше счастье, за две недели в воде ничего страшного не находили, а вот статистика кишечных инфекций росла как на дрожжах. Да и как ей не расти, если любимая забава курортников — поесть на пляже. В ход идет все, чего очень не советуют медики: колбаса, шаурма, жареные куриные ноги, яйца, помидоры, «вымытые» в море. Ну, и вечные разносолы пляжных торговцев — креветки, вяленая рыба, пахлава.

А вот зазывательный репертуар за последние несколько лет очень потускнел, видимо, исполнители продуктовых пляжных частушек в разгар сезона становятся «заробитчанами» на турецких пляжах. Поэтому, когда среди заунывных стонов «Пиво холооооодное, рыбка копчеееееная» появился веселый брюнет весь в красном и блестящем, с разноцветным пропеллером на голове, пляж немедленно оживился. А уж когда он крикнул: «Кто креветок не возьмет, от того жена уйдет!», торговля пошла полным ходом — в очередь за креветками не построились только самые смелые мужья и мечтатели.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Дом престарелых: сочетание профессионализма сотрудников и доступной цены

Как показывает опыт, лучшее время для пляжа — с 7 утра, когда море самое чистое, а людей очень мало. А лучший для этого пляж – Собачий, или, как говорят одесситы, «Собачка». Десятилетиями сюда утром и вечером приходят со своими хвостатыми и местные, и приезжие. Еще 10 лет назад собачники и просто отдыхающие делили пляж пополам, сейчас люди «отжали» у животных три четверти территории. Этому поспособствовало и удачное его расположение, и нововведение в виде бесплатных лежаков и зонтов от солнца. Поэтому, если вы любите собак, можете устроиться на «собачьей» части пляжа, но будьте готовы к разноголосому лаю, веселым гонкам по песку, когда вы лежите, а через вас перепрыгивает овчарка, гоняющаяся за лабрадором. И боже вас упаси сказать на этой территории «Уберите вашу собаку!» — пожалеете. Поэтому лежите, молчите, наблюдайте и наслаждайтесь — такого не покажут нигде, и градус взаимной любви здесь зашкаливает, и положительных эмоций получается вагон.

Что до «человеческих» пляжей, которых вдоль Тропы здоровья больше десятка, этим летом они населены очень густо. И мест, куда вы можете прийти со своим полотенцем и лечь, все меньше и меньше. Практически весь берег от Ланжерона до Аркадии уставлен лежаками, зонтами и даже кроватями и постаментами а-ля будуар императрицы. Аренда зонта — 50 грн, топчан с матрасиком — 100, кровать с балдахином — 200. Пляжи с каждым годом обрастают «услугами» — душ, туалет, официант, который принесет прямо в кровать поднос с едой и напитками.

Вечером топчаны убираются, начинаются пляжные дискотеки или кинопоказы на фоне моря, прибрежные кафе работают «до потери пульса» — загулявшимся гостям есть где поесть и в час ночи. Как сказал один упитанный пират, жарящий в десять вечера рыбку цацу на огромной сковороде: «Надоели вы, конечно, но приезжайте еще!»

Любителям собак — бесплатные аттракционы. Фото: Павел Дацковский

Одесса как центр гастрольной жизни Украины

От разнообразия имен на одесских афишах у неискушенных жителей Днепра закружилась голова. Каждый день — концерт, и кого здесь только нет! На Морвокзале, ставшем в последние годы главной летней концертной ареной города, ассортимент артистов украинский: три Олега — Винник, Скрипка и Кензов, никуда без Тины Кароль и Гарика Кричевского, группы «Мачете» и «Беzобмежень», вечный Михалок и затесавшийся Малинин.

В Летнем театре «Горсад» всех понемножку: заезжие антрепризы и спектакли одесского театра «Маски», неиссякаемые «ZdobsiZdub», порядком подзабытый Михаил Шац, хронический для Одессы Сергей Бабкин, публичные консультации психолога Лабковского, питерская Tequilajazzz.

Клубы оккупированы рэперами: отметился Noize MC, Фейс не доехал по причине коронавируса, но обещал быть в сентябре, ожидаются Баста и Элджей. Опальная Ани Лорак даст два концерта в клубе Itaka с максимальной ценой на билеты в 7500 гривен.

Но самым большим культурным потрясением стал концерт белорусского певца Макса Коржа. Нет, мы на нем не были. И даже, честно сказать, не знали, кто он и что поет. Но Одесса на два дня сошла с ума, и это заставило заинтересоваться.

С утра 24 июля город заполонили люди в черных футболках с именем артиста, с репертуаром пришлось ознакомиться на пляже — песни Коржа звучали отовсюду. Концерт, который прошел на стадионе «Черноморец», собрал 45 тысяч зрителей. И это только официальных зрителей!

На следующий день на остановке две барышни лет 14 бурно обсуждали, как их компании повезло пробраться на стадион тайком, и никто не был схвачен. Лезли ли они через забор или прошли катакомбами — история умалчивает, но, судя по рассказу, нелегальных путей было два — их и платный. Думаю, стадионные охранники неплохо заработали, получая от каждого фаната Коржа по 50 гривен.

И еще весь следующий день на утренних пляжах досыпали люди в черных футболках и желтых браслетах, а из переносных колонок неслась «Молодость все прощает». Всезнающая Википедия подсказала, что у Коржа одно из самых мощных фанатских движений на территории СНГ, так что удивляться, выходит, нечему. Но, как сказал Дмитрий Быков, чьим поэтическим вечером ограничилась наша культурная жизнь, артист не считается состоявшимся, пока его не показали в Одессе. Так что Макса Коржа можно поздравить.

Рано утром на пляже из отдыхающих — только «задержавшиеся» с вечера. Фото: Павел Дацковский

P.S. Зачем я сюда езжу

Итоги отпуска: поглажено сто собак и покормлено двести котов, освоен новый район Одессы, найдено три чудесных неизведанных переулка в центре и «та самая» лестница из «Ликвидации», осмотрен Воронцовский маяк, съеден килограмм рыбки цацы, выучено две песни Макса Коржа, услышаны отрывки из новой рэп-оперы Дмитрия Быкова «Беспредельщица» по драме Островского «Бесприданница». По-моему, не плохо.

Но я так и не научилась отвечать на вопрос: «Ну, зачем ты опять поехала в Одессу?» За морем, платанами, второй раз цветущей в июле акацией, подворотнями, расползающимися по Привозу крабами. За умением людей с полуоборота вступить в самый задушевный разговор. За водителем трамвая, которая, выпустив пассажиров, говорит в свой микрофон зазевавшейся туристке: «Женщина с двумя детьми, выходите уже, теперь вы точно приехали». За рыбной торговкой, шепчущей из-под прилавка: «Берите свои мидии и быстро дуйте отсюда, у нас санстанция!» За старушкой с объявлением «Сдам комнату у моря», приколотым брошью, которая умильно наблюдает, как мы танцуем на перроне вальс под прощальную вокзальную «У Черного моря», а потом задумчиво говорит: «Напьются и ездиют…»

Нырять на одесских пляжах не мешали ни медузы, ни водоросли. Фото: Павел Дацковский