В Государственной налоговой службе (ГНС) решили восстановить временно прекращенные на период карантина документальные и фактические проверки физлиц с высокой степенью риска неуплаты налогов и сборов. В частности, речь идет о тех плательщиках, объемы полученного дохода которых за год превышают 20 млн грн.
Это следует из обнародованного на сайте ГНС проекта документа о внесении изменений в постановление Кабмина от 3 февраля 2021 года № 89 «О сокращении срока действия ограничения в части действия моратория на проведение некоторых видов проверок». На данный момент проект проходит общественное обсуждение до 4 июля.
Согласно пояснительной записке к документу, сегодня в Украине все еще действует мораторий на проведение некоторых видов проверок, который был внедрен с 18 марта 2020 года. В результате значительная часть субъектов хозяйствования, которые имеют риски неуплаты налогов, остаются непроверенными, при этом работают без карантина.
Видео дня
«В случае отмены моратория на проведение документальных плановых проверок налогоплательщиков-физических лиц, имеющих объемы дохода более 20 млн грн, в 2021 году будут подлежать проверке 450 самозанятых лиц (в т. ч. те, которые были приостановлены в 2020 году). При этом сумма дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней может составлять 45,4 млн грн», — говорится в записке.
В частности, проектом постановления, который разработан в ГНС, предлагается разрешить проведение таких видов проверок:
-
временно остановленных документальных проверок физлиц с объемом полученного дохода за предыдущий отчетный год в сумме, которая превышает 20 млн грн, и фактических проверок, которые были начаты до 18 марта в 2020 г. и не были завершены;
-
документальных проверок физлиц с объемом полученного дохода за предыдущий отчетный год в сумме, которая превышает 20 млн грн, право на проведение которых предоставляется с соблюдением требований пункта 77.4 статьи 77 Налогового кодекса (т.е. с обязательным вручением налогоплательщику копии приказа о проведении плановой документальной проверки за 10 календарных дней до начала такой проверки);
-
документальных внеплановых проверок на основаниях, определенных подпунктами 78.1.5, 78.1.21 пункта 78.1 статьи 78 Налогового кодекса (имеются ввиду случаи, когда налогоплательщиком предоставлены возражения к акту уже проведенной проверки либо жалоба на решение налогового органа, и в связи с этим требуется пересмотр обстоятельств, а также в случае получения информации или документов от иностранных госорганов, касающихся вопросов, которые были предметом предыдущей проверки);
-
документальных внеплановых проверок субъектов хозяйствования, которые осуществляют выплаты доходов, полученных нерезидентом с источником их происхождения из Украины (в части правомерности применения освобождения от налогообложения или уменьшенной ставки налога, предусмотренных соответствующим международным договором Украины на время такой выплаты, в случае получения ответов от иностранных компетентных органов);
-
документальных внеплановых проверок физлиц, которые получают доходы, не связанные с осуществлением предпринимательской или независимой профессиональной деятельности, в сумме свыше 20 млн грн за год и имеют риск относительно неуплаты налогов и сборов;
-
фактических проверок налогоплательщиков, которые осуществляют реализацию технически сложных бытовых товаров, которые подлежат гарантийному ремонту, реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставления платных услуг в сфере здравоохранения, реализацию ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней.
Чиновники налогового ведомства отмечают, что одним из базовых источников обеспечения дополнительных поступлений в бюджет являются поступления от контрольно-проверочных мероприятий. В связи с этим отмена моратория на проведение вышеуказанных проверок приведет к дополнительным бюджетным поступлениям.
«В дальнейшем запрет на проведение документальных и фактических проверок может вызвать потенциальный рост количества налоговых правонарушений при отсутствии должного контроля, а это, в свою очередь, негативно повлияет на полноту поступлений в бюджеты налогов, сборов, платежей», — резюмируют в ГНС.