Домой Общество Награжденный Зеленским учитель физики Илья Гельфгат: Реформа образования? Я сторонник не заниматься...

Награжденный Зеленским учитель физики Илья Гельфгат: Реформа образования? Я сторонник не заниматься ерундой

119
0

Содержание

Награжденный Зеленским учитель физики Илья Гельфгат: Реформа образования? Я сторонник не заниматься ерундой

Награжденный Зеленским учитель физики Илья Гельфгат: Реформа образования? Я сторонник не заниматься ерундой Комментарии: 6 стоп-кадр Герой Украины рассказал, почему многочисленные реформы в сфере образования — это проклятие.

Традиционно в День Независимости президент раздавал государственные награды. В этот раз ими удостоили пять человек: военных Сергея Белоуса и Максима Ридзанича (посмертно), полковника Евгения Сидоренко, певца Назария Яремчука (посмертно), а также учителя физики Харьковского физико-математического лицея № 27 Илью Гельфгата.

С Ильей Макаровичем «КП в Украине» поговорила о его методах обучения и отношении к многочисленным реформам нашего образования.

«Героем себя не чувствую»

— Илья Маркович, поздравляем вас со званием Герой Украины. Признайтесь, чувствуете себя героем?

Илья Гельфгат. Фото: ФБ

— Знаете, не чувствую. Особенно на фоне тех военных, которых награждали на Майдане передо мной, или членов семей, получавших награду посмертно вместо своих погибших мужей. Абсолютно не чувствую себя героем.

— Когда узнали, что вас представили к награде Герой Украины? Вам известно, кто был ее инициатором?

— Я не могу сказать, кто именно был инициатором — честно, не знаю. Эти вещи проходили мимо меня. Во всяком случае это был не я (смеется).

Узнал о том, что будут награждать, где-то за 2,5 суток до Дня Независимости. Мне практически в одночасье позвонили из Офиса президента и Харьковского ОГА и попросили приехать, пройти определенные бюрократические процедуры.

— Мне приходилось неоднократно слышать, что дети не проявляют особого рвения к учебе. И такая тенденция наблюдается последние лет десять. Вы лично, как Герой Украины, чем заинтересовываете детей в учебе?

— Буду отвечать на автопилоте, поскольку такой вопрос часто звучит. Универсальных способов нет! Важно, чтобы самому учителю было интересно то, чем он занимается и как преподает. Тогда есть шанс, что станет интересно и детям.

А что касается тенденций, то за последние 10-20 и более лет дети практически не изменились сами по себе. Изменилась общественная ситуация, климат вокруг образования. Извините, но исповедуется философия, что оно стало ненужным. Я еще помню то время, когда нам родители говорили: «Учись — человеком станешь». Сейчас родители передают своим детям тезис, что успех уже далеко не так зависит от образования.

Слово «реформа» напоминает китайское проклятие

— У вас педагогический стаж уже около 46 лет. Какие реформаторские идеи в образовании считаете прогрессивными, а какие категорически не приемлете?

— Первый раз слово «реформа» относительно сферы образования я услышал, когда только пришел в школу преподавать. И это слово меня преследует всю жизнь. Иногда оно мне напоминает китайское проклятие: «Чтоб ты жил в годы перемен».

Система образования по своей сути консервативна. И она не может быть другой. Конечно, нужно ее корректировать немного. Но нельзя ее менять постоянно. Это — проклятие.

У нас в стране проведено немало инициатив, которые несовместимы с системой образования. И то, что она выживала в этих условиях, показывает, насколько она у нас была устойчивой.

Говоря о нынешних реформах, я не могут сказать, что мне все нравится. Есть вещи, которые можно позитивно оценить, но и много шелухи. Меня лично ужасает длительная, наверное, уже более 20 лет дискуссия о том, сколько лет мы будем учиться — 11, 12 или 9 лет.

— Вы сторонник 9, 11, 12 лет?

— Я сторонник не заниматься ерундой. Длительность обучения не главный вопрос. Я в школе учился десять лет. И меня, и моих одноклассников за это время, поверьте, выучили неплохо.

Дискуссия о длительности школьного обучения — это способ отвлечь внимание от главного. А главное, если мы хотим, чтобы система образования выжила — набирать в школы хороших учителей. Если не будет толковых преподавателей, то можно растянуть обучение и на 18 лет, толку все равно не будет.

На сегодняшний день действительно хорошие учителя становятся умирающим видом. Могу привести печальную статистику, после которой никакие победные фанфары не могут звучать. Сегодня абитуриентами вузов, связанных с преподаванием естественных наук, например физики, стали выпускники, которые на ВНО набрали порядка 120 баллов. Вы понимаете, что это ничего! Катастрофически низкий уровень знаний! Слава Богу, что большая часть из этих товарищей дипломы получают, но до школы не доходят. С одной стороны, это и к лучшему, ведь чему они научат детей, а с другой стороны, скоро некому будет преподавать в школах.

Учителям нужно дать больше свободы

— Недавно один из народных депутатов написал, что Украина в шаге от коллапса в системе школьного образования. Около 70% учителей — пенсионеры. И если они завтра решат уйти на заслуженный отдых, то их некем заменить…

— На самом деле у нас есть и много хороших выпускников. Но практически никто из них не идет в учителя, поскольку понимают «радужные» перспективы.

Экстренно нужно менять подходы. Пару лет назад на высоком уровне прозвучала фраза, что для спасения медицины нужны прежде всего врачи. Не оборудование, не лекарства, а именно высококвалифицированные врачи. Без них ничего не будет.

Скоро наступит время, когда чиновники спохватятся и поймут, что для спасения системы образования нужны хорошие учителя. Не компьютеры, кабинеты — без этого можно обойтись, нужны учителя!

— И как привлечь хороших учителей в школу?

— Естественно, обеспечить хорошую зарплату. Также необходимо дать немножко больше свободы, уважения сверху. Уважения снизу учителя должны сами себе завоевать, чтобы ученики хорошо к ним относились.

— Что значит «уважение и свобода сверху»?

— Сейчас учителю, у которого не сложились теплые отношения с администрацией школы, очень трудно повысить свою категорию или решить другие вопросы.

Система должна крутиться вокруг ребенка и учителя. Учитель находится на передовой, а все остальное — второстепенное.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Коронавирус сильно очистил атмосферу, но человечество продолжает двигаться к климатической катастрофе

Наши реформаторы в качестве примера приводят опыт Финляндии. Допустим, в этой стране идеальная система образования, хотя я считаю, что это не так. Но упускается один момент: в Финляндии на место учителя проводится достаточно строгий конкурс, претендуют по 10 человек. Мы себе сейчас можем представить конкурс на место учителя в Украине? Ответ на этот вопрос все знают.

Помните, в одной детской книге старик Хоттабыч хотел скопировать телефон и сделал его из куска мрамора. И он почему-то не работал. Точно так же у нас будет «работать» финская система образования.

— А, по-вашему, опыт какой страны нужно перенимать Украине?

— Ни в коем случае не нужно слепо копировать чей-либо опыт. У нас своя специфика и возможности. Необходимо разрабатывать и внедрять подходящие исключительно Украине формулы образования.

Я считаю, что необходимо больше свободы по решению вопросов передавать из центра на уровень школы. Тогда, возможно, найдутся более разумные подходы.

К примеру, сейчас каждая школа из центра получает учебный план, в котором жестко и четко оговорено, сколько часов и на что нужно выделить. Такой подход алогичный. МОН следует установить обязательные требования к уровню образования. А вот вопрос, сколько учителю потребуется часов, чтобы его дети достигли необходимого показателя, нужно решать на уровне школы. Иногда достаточно одного часа, чтобы пройти тему, а иногда и трех мало. Все очень индивидуально и зависит от компетентности учителя и уровня учеников. Но нет, у нас все должны идти в одну ногу. 

Это лишь малая часть книг, написанных Ильей Гельфгатом. Yakaboo.com

Запрет пользоваться красной пастой — идиотизм

— Если вернуться к вопросу кадрового дефицита учителей, то в одном из своих интервью министр образования Сергей Шкарлет констатировал, что на его покрытие потребуется 42 года. Реально ли ускорить этот процесс?

— Я так понимаю, цифра в 42 года озвучена, учитывая нынешние темпы привлечения учителей в школы. Конечно, нужно ускоряться.

В то же время следует понимать, что если бы речь шла только о том, чтобы закрыть «пустые» места в школах, то это можно было бы сделать и за один год. На тех же харьковских рынках вы найдете много людей с дипломами педагогических вузов. Казалось бы, приглашайте их в школы — и быстро закроете кадровый дефицит. Как думаете, толку от этого будет много?

— Сейчас идет дискуссия, как оценивать учеников.  В этом году школьников младших классов будут оценивать буквами. Как вы считаете, что меняет форма оценивания – 5-балльная или 12-балльная, буквами, рисунками?

— Опять же, это способ перевести разговор с решения проблем образования на их видимость. Это же касается и запрета пользоваться красной пастой для проверки работ учеников. Идиотизм и подмена работы. Но кому-то нравится. Все эти танцы с бубнами бессмысленны.

— А споры о том, по каким учебникам учиться — бумажным или электронным, тоже танцы с бубнами? Как относитесь к гаджитизации обучения?

— А куда мы денемся от гаджитизации. Никуда. Что касается учебников, то во многих отношениях бумажные книги пока удобнее. Дистанционка показала, что в нашей стране еще далеко не все идеально с техническим обеспечением. И есть вопрос о сохранении зрения учащихся. К тому же не все себе могут позволить гаджет хорошего качества, с нужным размером экрана и т.д.

Отказываться от бумажных книг точно не нужно. Нужно уметь сочетать. Что-то удобнее делать с помощью гаджетов, а что-то — в бумажном варианте.

— От родителей часто приходится слышать, что школьная программа настолько сложная, что без репетитора не обойтись. За урок, 45 минут, учитель физически не сможет все объяснить, разжевать…

— Ерунда! Конечно, если учителей набирать на рынках, то они не смогут объяснить. Нормальный же учитель все сможет и успеет. Но есть и другой аспект проблемы.

Еще полвека назад психологи провели исследования на тему, может ли человек (даже не ребенок) одновременно изучать, получать образование по более чем 10 направлениям. Ответ однозначный — не может. Максимальное — 5-6 направлений. Оптимальное — 4-5. А наши дети на сегодня изучают по 16 предметов: по 7-8 уроков 5 дней в неделю. Дети очень перегружены.

Но открою страшную «тайну». Многие дети и не учат все эти 15-16 предметов. Выбирают для себя 4-5 предметов, которые активно изучают, а по остальным изображают, что учат. Учителя изображают, что их оценивают. А большое количество детей вообще не учат нормально ни одного предмета.

СПРАВКА

Илья Гельфгат, 70 лет. Окончил Харьковский государственный университет им. А. М. Горького. Кандидат физико-математических наук. Преподает в Харьковском физико-математическом лицее № 27 с 1988 года. Является преподавателем Центра довузовского образования Харьковского университета.

Подготовил более 70 победителей областного и республиканского этапов Всеукраинских олимпиад по физике. В общей сложности 7 его учеников стали победителями Международных олимпиад по физике (1 золотая, 3 серебряные и 3 бронзовые медали). Среди его учеников — обладатели ученых степеней.

Среди выпускников Ильи Марковича — кандидаты и доктора наук, завкафедрами в вузах, школьные учителя, руководители предприятий. Его ученики работают в Германии, Израиле, Сингапуре, Франции, в Международном центре ядерных исследований в Швейцарии.

Автор сборников задач, справочников, методических пособий.

В ТЕМУ

На сегодняшний день в списке «Герой Украины» 485 человек. Из них только 3 — учителя. В 2009 году президент Виктор Ющенко вручил орден «Герой Украины» учительнице полтавского городского лицея №1 им. Котляревского Татьяне Балагуре. В 2011 году президент Виктор Янукович удостоил столь высочайшего звания учительницу математики Харьковской гимназии №47 Ларису Шитикову. И в 2021 году президент Владимир Зеленский высоко оценил педагогические достижения учителя физики Ильи Гельфгата.