Домой Общество Мировой рейтинг: почему украинские вузы уступают казахским и белорусским

Мировой рейтинг: почему украинские вузы уступают казахским и белорусским

92
0

Содержание

Мировой рейтинг: почему украинские вузы уступают казахским и белорусским

Мировой рейтинг: почему украинские вузы уступают казахским и белорусским Комментарии: 1 Википедия Лучшие результаты показал Харьковский национальный университет имени Каразина.

В свежий международный рейтинг университетов — QS World University Rankings —  среди 1300 учебных заведений попали восемь украинских вузов. Возглавил рейтинг украинских вузов Харьковский национальный университет им. Каразина. Он два года держался в топ-500, мигрируя с 491-го места (2020 год) на 477-е (2021), но сейчас спустился на 511-520-е (2022).

В списке также остались с прошлого года, не изменив позиций, КНУ им. Шевченко, Харьковский и Киевский политехнические институты, Сумской государственный университет, Львовская политехника, Киево-Могилянская академия, а также Львовский национальный университет им. Франко. Эти вузы занимают места в промежутке от 601-го до 1200-го.

«Мы воспитываем «корочконосителей», а не образованных людей»

С одной стороны, отрадно, что вообще попали в рейтинг, с другой — обидно, что места, мягко говоря, «на Камчатке». И что нам делать, чтобы входить в подобные рейтинги вузов с гордо поднятой головой? Эксперт по образованию Виктор Громовой с улыбкой отвечает:

— Становиться развитым государством! Вот такой простой ответ на сложный вопрос. Ну сравните бюджет того же Гарварда с бюджетом всей сферы образования Украины. Затраты рядового университета, к примеру, в Японии, составляют 500-600 млн долларов в год. Мы пока не так богаты. Так с чего бы нашим университетам входить в первые сотни рейтинга?

Однако, предупреждает эксперт, репутация вуза, впрочем, как и развитие общества, зависит не только от одного финансирования. Общая картина складывается и с учетом ценностей и стандартов общества.

— У нас есть спрос на покупку ученых званий и степеней, и сами знаете, кто у нас скандально защищается. Давайте попробуем представить, что кто-то из депутатов германского Бундестага так же защищал диссертацию, как это было у нас недавно. Им это в голову не приходит, потому что наука — это наука, а политика — это политика. Просто такое общество… У нас так можно — у них нельзя, — отмечает Громовой. — А еще надо учитывать качество среднего образования. В самых престижных школах есть все что угодно, кроме образования. Нет и спроса на университетское образование, есть только спрос на «корочку». То есть мы воспитываем «корочконосителей», а не образованных людей. Вспомните «проффесора» Януковича хотя бы… Так что остается только развиваться и становиться высокообразованным обществом.

Как оценивали

Первое — академическая репутация заведения, основанная на мнении 100 тысяч специалистов различных вузов. Они дали оценку качеству преподавания и исследований в вузах. Это основной критерий оценивания.

Второе — репутация работодателя, то, как компании оценивают уровень подготовки выпускников данного вуза. Были опрошены почти 50 тысяч работодателей.

Третье — соотношение преподавателей и студентов в вузе, уровень доступа студентов к лекторам и наставникам.

Четвертое — цитирование работ вуза. Тут все просто: исследователи собрали цитаты из всех опубликованных работ вуза за последние пять лет и сравнили цифры с количеством преподавателей в учебном заведении. 

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Геолог-алмазник из Бердичева: Украина буквально засыпана алмазами

Пятое — наличие международных преподавателей и доля иностранных студентов в вузе. Этот критерий показывает, насколько вуз привлекателен в мире для студентов и педагогов и имеет ли международный вес.

Нас не цитируют

Харьковский национальный университет им. Каразина в рейтинге вузов показал хорошие результаты по соотношению студентов и преподавателей  в вузе (66,7%), а также по параметру «Иностранные студенты» (64,1%). Увы, цитируемость вуза и наличие иностранных преподавателей лишь слегка превышает 1%.

Киевский национальный университет им. Шевченко показал довольно средние результаты. Его максимум — 40,3% — это соотношение студентов факультета и преподавателей. Можно добавить и репутацию факультета — 29,4%. В остальном печально: цитируемость факультетов — 2,7%, иностранных преподавателей — 1,1%, академическая репутация — 18,1%.

Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт» демонстрирует хорошее соотношение студентов и преподавателей на факультетах (68,3%), а по остальным критериям не дотягивает даже до 20%.

Выпускники Национального технического университета «КПИ» им. Сикорского имеют хорошую репутацию у работодателей (25,6%), но с иностранными преподавателями и студентами надо что-то делать — проценты показателей по остальным критериям в пределах статистической погрешности.

Сумской государственный университет: показатели количества иностранных студентов и соотношения «студенты/преподаватели» — больше 50%, что неплохо. В остальном беда: цитируемость — 2%, репутация у работодателей — 4,1%…

Львовский национальный политехнический университет показывает хорошее соотношение студентов и преподавателей, но зато ничтожные цифры цитируемости, наличия иностранных студентов и преподавателей. Репутация у работодателей — 11,3%,  академическая репутация — 7,1%.

«Могилянка» более-менее удачно, по мнению составителей рейтинга, распределила студентов и преподавателей, однако все остальные показатели колеблются в пределах 1-4%. Из работодателей только 11% отозвались о выпускниках Киево-Могилянской академии благосклонно, так что есть еще, над чем работать и о чем подумать.

Массачусетский технологический рулит

Десятый год подряд лидером рейтинга становится Массачусетский технологический институт. В десятке самых престижных вузов — Оксфорд, Стэнфорд, Кембридж, Гарвард, Калифорнийский технологический институт (Калтех), имперский колледж Лондона, Швейцарский федеральный технологический институт, Университетский колледж Лондона и Чикагский университет.

Дальше рейтинг еще интереснее. На 74-м месте расположился Московский государственный университет им. Ломоносова и только за ним, на 83-м, — знаменитая Сорбонна. Старейший университет Скандинавии — Уппсальский — занял 124-ю позицию, а недалеко от него, на 165-м месте, появился Казахский национальный университет имени аль-Фараби. К слову, Санкт-Петербургский госуниверситет плетется позади казахского вуза — на 225-м месте, зато он опережает Иллинойский университет в Чикаго (256-е место). Есть в рейтинге Белорусский государственный университет (295-е место). А замыкает топ-500 снова восточный сосед — Южно-Казахстанский университет им. Ауэзова.

Аутсайдерами рейтинга были названы Загазигский университет (Египет), Йылдызский технический университет (Турция), пара вузов из Туниса, а также университеты Сараево (Босния и Герцеговина), Сплита (Хорватия), Рабата (Марокко), Бергамо (Италия) и Университет Кана (Франция).