Домой Общество Мастерица-лоскутница: В работах пэчворка может быть до 300 цветов

Мастерица-лоскутница: В работах пэчворка может быть до 300 цветов

89
0

Содержание

Мастерица-лоскутница: В работах пэчворка может быть до 300 цветов

Мастерица-лоскутница: В работах пэчворка может быть до 300 цветов Комментарии: 0 zabava-tour.com Наталья Лашко вместе с сыном создает лоскутные шедевры, а еще возрождает забытое мастерство вышивки соломой.

Вдохновили кимоно

Шитье из лоскутков (пэчворк, или квилт) считается одним из древнейших направлений прикладного искусства. Популярны изделия из кусочков ткани и в современном мире. Однако это искусство уже давно вышло за рамки традиционной техники, а выставки и фестивали лоскутного творчества проходят во многих странах. Так, в этом году состоялся Международный фестиваль пэчворка в Нидерландах, на котором лучшей стала работа семьи Лашко из Каменца-Подольского. Имя украинской мастерицы-лоскутницы Наталии Лашко и ее сына Ильи уже известно в мире пэчворка: в 2019 году их квилт (стеганое панно) победил на 45-мюбилейномМеждународном фестивале лоскутного искусства в Хьюстоне(США).

В Нидерландах Наталья и Илья Лашко представили работу под названием «Весна іде, любов несе…». Из разнообразных кусочков хлопка мастера сшили квилт, на котором среди цветущих вишневых деревьев изображена японская девушка в кимоно и с зонтиком. По словам Наталии Лашко, идея создать работу в японском стиле возникла у нее еще несколько лет назад, после посещения выставки кимоно на международном фестивале арт-текстиля в Божоле (Франция).

— Эти наряды настолько меня потрясли и вдохновили, что безумно захотелось пошить что-то японское, — рассказала «КП в Украине» Наталья Лашко. – При этом я понимала, что не большой знаток японской культуры. А ведь хотелось, чтобы работа была не только на японскую тематику, но и отвечала их традициям. И тут мне на помощь пришла японская мастерица-лоскутница Кейко Накамура, с которой я давно общаюсь. Эта помощь бесценна! К примеру, в одном из разговоров я похвасталась Кейко, что нашла во Франции интересный кусочек красно-оранжевого цвета. Но она сразу же запротестовала: о нет, оранжевый цвет в Японии не приемлемый, только красный. Оказывается, оранжевый – это не традиционный цвет для Страны восходящего солнца. И таких нюансов было много.

По словам мастерицы, сначала квилт она создавала для себя, для души. Работала над воплощением идеи не спеша, продумывая каждую деталь. Правда, сын Илья раскритиковал размеры будущего квилта.

— Илья окончил Харьковскую академию дизайна, у него отменный художественный вкус, — говорит мастерица. — Квилт изначально задумывался квадратным. Илья тогда сказал, что композиция не вписывается, все зажатое, никуда не годится! И в это же время в соцсетях промелькнула информация о том, что в Нидерландах состоится фестиваль лоскутного шитья. Условия участия: тематика работ – «удивление», а размер – 120 см на 100 см. Мы с сыном подумали: надо участвовать — и принялись за работу уже вместе.

До окончания приема конкурсных работ оставалось мало времени, всего несколько месяцев. Наталия с сыном работали не покладая рук, ведь сшивали кусочки квилта исключительно вручную. И успели. Более того, победили.

Мать и сын — Наталия и Илья Лашко (в центре). Фото: из личного архива Наталии Лашко

Ткани для пэчворка – дорого, но красиво

Лоскутным шитьем Наталия Лашко занимается почти 15 лет. Как сама отмечает, «заболела» пэчворком, увидев на одной из выставок работы известных харьковских мастеров-лоскутников Эмилии Грековой и Ирины Фоминой.

— Тогда я поняла, что это искусство, — вспоминает мастерица. —  И решила попробовать шить. А позже посетила мастер-классы известных зарубежных мастеров лоскутного шитья, в том числе Джинни Бэер. Помню, меня поразили ее слова о том, что работы, в которых насчитывается не более 50 цветов, скучны и однообразны. Представьте себе, по мнению Джинни, должно быть не менее 300 цветов!

Такое цветовое разнообразие может превратиться в хаотическое и бессмысленное нагромождение цветов в работе. Но, оказывается, есть определенные правила, которые помогают создать своеобразную гармонию в богатой колористике лоскутного панно.

Зато сам процесс шитья из лоскутков стал намного проще в наше время.  Сегодня уже есть качественные ткани, нитки, удобные иголки и острые роликовые ножи. К слову, до сих пор бытует мнение о том, что пэчворк – это утилизация разных лоскутных фрагментов. Действительно, когда-то наши бабушки давали вторую жизнь изношенным вещам и шили из таких лоскутков фартуки да прихватки.

— Лоскутное шитье — это необычное рукоделие, а искусство, которое требует хороших материалов, — говорит Наталия Лашко. — На чем попало красоты не сделаешь. Есть ткани, специально созданные для пэчворка. Например, в паллете Джинни Бэер 186 цветов, и все гармонизированы между собой. Это не ткань, а сказка.

Стоимость метра ткани для пэчворка стартует от 500 гривен. Это специальный хлопок, который уже усаженный, не будет косить, выгорать и т. д, зачастую американского, канадского, японского, голландского производства. Ткань режется роликовым ножом, независимо о направляющей нити.

Под вышитые фигуры героев вертепа на ризе мастерица подколола чешуйки с кукурузных початков, для того чтобы вышивка была и объемной, и более прочной. Фото: из личного архива Наталии Лашко

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  На Чернобыльской АЭС опровергли угрозу аварии из-за цепной реакции деления

Вышивать соломой в мире умеют только 8 человек

Наталия Лашко не только известная художница и мастерица-лоскутница. Женщина входит в восьмерку мастеров из разных уголков мира, которые умеют вышивать… соломой. Эта уникальная техника вышивки фактически утеряна в мире.

Еще будучи студенткой и готовясь к защите дипломной работы, Наталия Лашко наткнулась в библиотеке на потрепанную книгу про золотое шитье севера России. На одной из иллюстраций была скатерть с соломенной вышивкой: две розы и несколько листьев, и подпись «ХVI век. Архангельская губерния».

— Эта иллюстрация так запала мне в душу, что я пришла домой и рассказала мужу Владимиру Лашко, мол, хочу попробовать, — вспоминает Наталия. —  Идея ему понравилась, и мы начали экспериментировать исходя из той картинки, что я увидела, потому что ни в тексте этой книги, ни в библиотеках не было информации о соломенной вышивке.

Солома блестит и имеет рифленую поверхность. Именно этот блеск напоминает яркость развальцованной полоски золота. Вместе с мужем Наталия Лашко всячески использовали природные данные соломы: мочили ее, варили, терли щеткой, скручивали…. А еще со временем оценили цвет, оттенок, блеск стеблей всех зерновых культур.

— Рожь очень прочная, высокорослая, традиционно мастера соломоплетения берут ее за основу — отмечает художница. —  Но блестит не так ярко, как пшеница. У пшеницы соломинка короткая, как говорится, «от сустава до сустава», для плетения она не пригодна, разве что для аппликации. Мне нравится ячмень. У него соломинка тонкая, почти прозрачная, очень блестит. Такими «нитками» хорошо вышивать лица. А еще мне очень нравится дикий овес. Это сорняк, выносливое растение. И такая солома прекрасно подходит для вышивки, потому что длинная и блестящая.

Риза для архиерея Сокальско-Жовковской епархии УГКЦ (Львовщина), на которой соломой вышит вертеп. Фото: из личного архива Наталии Лашко

Уникальная риза

Мастерица принципиально не красит солому, отталкивается от идеи имитации золотого шитья. Прежде чем приступить к вышивке, Наталия расщепляет соломинку на полоски разной ширины. И вышивает на ткани гладью с помощью обычной цыганской иголки.

Наталия Лашко создала около сотни работ, многие хранятся в частных коллекциях и музеях по всему миру. Одна из самых запоминающихся вышивок – риза для архиерея Сокальско-Жовковской епархии УГКЦ (Львовщина), на которой соломой вышит вертеп. На создание этого убранства ушло три года.

— Это была по-настоящему экспериментальная работа, — улыбается Наталия. — Одно дело — шить на картине. Вышил – и под стекло. А это риза! То есть священнослужитель будет проводить в ней службу Божью.

Наталия решила вышивать соломой на отдельных фрагментах ткани, а после пришить их к самой ризе. А еще под вышитые фигуры героев вертепа подколола чешуйки с кукурузных початков, для того чтобы вышивка была и объемной, и более прочной. Да и фигуры с фрагментами ткани можно отпороть при необходимости.

— Вышивка соломой – это совершенно иной способ мышления, — объясняет мастерица. —  Хотя вроде все просто: берешь иголку, соломку и вышиваешь. Тем не менее, таким мастерством владеют единицы людей по всему миру – в Англии и на Азорских островах. И сейчас в Украине я с сыном. Для нас вышивка соломкой – это творчество, самореализация. Меня радует тот факт, что сын освоил это умение, и ему очень нравится вышивать соломой. Илья учился у английских, голландских и швейцарских мастеров по плетению соломы, освоил швейцарскую технику XVIIст., в которой солома расщепляется на 16 полосок и специальным станком скручивается в соломенные нити «шнурли». Из них плетут известные швейцарские кружевные соломенные шляпы. Илья же придумал свою технику вышивания такой скрученной соломой, например, использовал ее в вышивке крестиком традиционных подольских орнаментов или украинского барокко в своих панно.

А этот квилт стал лучшим на 45-мюбилейном Международном фестивале лоскутного искусства в Хьюстоне (США). Фото: из личного архива Наталии Лашко

СПРАВКА «КП»

Наталья Лашко — член Национального союза мастеров народного искусства Украины, член Украинской ассоциации мастеров лоскутного шитья (Ukrainian Quilter’s Association),член Союза  дизайнеров Украины, член Іnternational Quilt Association (IQA)США, член National Association of Wheat Weavers,(NAWW) США.

Выпускница Пензенского художественного училища и Харьковского художественно-промышленного института, факультет «Интерьер и оборудование» С 1984 года художница живет в Каменце-Подольском. Преподавала изобразительное искусство в Каменце-Подольском национальном университете на кафедре «Изобразительного и декоративно-прикладного искусства и реставрации произведений искусства».

На Международном фестивале пэчворка в Нидерландах победила работа «Весна идет, любовь несет…» семьи Лашко из Каменца-Подольского. Фото: из личного архива Наталии Лашко «Покров», вышитый Ильей Лашко «шнурлями» (крученой соломой)внутри ящика из-под гранат из АТО, для проекта «Военно-полевой арт». Фото: из личного архива Наталии Лашко