Домой Общество Коррупция против обезболивания: для потребностей больных, Украине хватит одного гектара конопли

Коррупция против обезболивания: для потребностей больных, Украине хватит одного гектара конопли

173
0

Коррупция против обезболивания: для потребностей больных, Украине хватит одного гектара конопли

Коррупция против обезболивания: для потребностей больных, Украине хватит одного гектара конопли Комментарии: 1 Прядко Денис / УНИАН Основные риски законопроекта о медицинском каннабисе эксперты видят в появлении торговой площадки.

На внеочередном заседании Рады, которое созвал Владимир Зеленский, депутаты рассмотрели пять важных, с точки зрения президента, законопроектов. Среди них под №5596 законопроект о регулировании оборота конопли в медицинских целях, научной и научно-технической деятельности. Но для принятия этого документа в первом чтении голосов так и не нашлось. Законопроект поддержали за основу всего 184 нардепа из необходимых 226.

Этот документ также называют «закон для Софийки», потому что сторонники видят в нем спасение для тысяч тяжело больных детей. Противники сравнивают законопроект с пропагандой наркомании и считают, что риски могут превысить пользу.

МНЕНИЕ ТЕХ, КТО ЗА

Софийка — это четырехлетняя киевлянка, которая страдает тяжелой формой эпилепсии. В Украине для нее нет лекарств. Боль и судороги могут скручивать девочку часами, и только препараты на основе конопли способны сократить их до нескольких минут. 7 июля мать Софийки — Виктория Майстренко записала видео, в котором просит президента ускорить рассмотрение депутатами закона, носящего имя ее дочери.

— Представьте, как смотреть, когда твоего ребенка сжимает и выкручивает. Он плачет, прокусывает себе язык, щеки, а ты не можешь помочь, — говорит Виктория Майстренко, которая говорит, что вынуждена стать контрабандисткой, добывая правдами и неправдами необходимые лекарства из-за рубежа.

«Законом для Софийки» был назван законопроект №4553, который в конце декабря прошлого года подали 30 народных избранников. Основная инициатива принадлежала депутатам от «Голоса», но были и представители других партий. Похожий документ не успела либо не решилась рассмотреть Рада прежнего созыва. А тот, который оценивают сейчас, это дважды перезапущенная версия.

Тарас Ратушный. Фото: Личный архив

— Законопроект №5596 — это доработанный на базе комитета ВР по вопросам здоровья вариант, который сложен из законопроекта депутатов от «Голоса» и трех альтернативных от разных фракций, — объясняет соорганизатор «Конопляного марша свободы» Тарас Ратушный. — Мы ждали, что инициатором выступит президент, который резко поменял свою позицию по отношению к медицинскому каннабису осенью прошлого года — после акции «5 вопросов от Зеленского». Но передал этот мяч на депутатское поле. Так или иначе, сегодня у законопроекта больше шансов быть принятым, чем когда-либо.

МНЕНИЕ ТЕХ, КТО ПРОТИВ

В последнем варианте инициаторами законопроекта выступили больше 80 народных депутатов от разных партий. Если каждый, как говорится, приведет с собой товарища, это уже 160 голосов, а если двух!.. Зампредседателя фракции «Слуга народа» Александр Корниенко уже подсчитал, что от «СН» удастся собрать 200 голосов «за».

В то же время среди «слуг» нет единого мнения по «конопляному закону». На заседании фракции, которое прошло накануне голосования, против той версии, которая есть, резко высказалась, в частности, депутат Ирина Верещук.

— Те, кто поддерживают законопроект, говорят, что мы бы могли развивать фармбизнес, это было бы его основной темой. Это не нашло откликов у меня и у тех, кто понимает, если положить на весы риски, которые несет этот законопроект, и возможные преимущества — перевесят риски, — сказала она после заседания, дав понять, что не единственная в таком мнении.

Опальный народный депутат Александр Дубинский и вовсе провел параллель с опиумной лихорадкой в Китае.

«Торговля опиумом создала один из самых масштабных торговых дефицитов в истории человечества. Она высасывала из Китая до 11% драгоценного серебра в монетах и слитках и уже в начале 19 века стала самой прибыльной в мире, а 2 миллиона китайцев стали наркоманами», — написал бывший «слуга» в Фейсбуке.

Софийка и ее мама. Фото: «Фейсбук» Виктории Мостовенко

КАКИЕ ЕЩЕ ЕСТЬ РИСКИ?

Увы, первое, что приходит на ум, это коррупция.

— Ее нельзя исключить ни со стороны полиции, ни со стороны любых других служб, — отмечает полковник МВД Николай Полищук. — В нашей стране законы часто нивелируются необязательностью их исполнения. Даже при наличии строгих ограничений их можно обойти. Например, под видом технической конопли сажать наркосодержащую. Либо маскировать коноплю с высоким содержанием тетрагидроканабинола (свыше 1%) между растениями с низким содержанием (от 0,2 до 1%).

Такие случаи, заметим, уже были с разрешенными посевами безопийного мака, который в итоге оказывался годным не только на булочки, но и для получения кайфа.

Владислав Сова. Фото: Личный архив

— Законопроект содержит риски, что под видом медицинских целей может сформироваться торговая площадка, — считает психотерапевт и нарколог Владислав Сова. — Мне кажется, что так и будет. О том, что каннабис легкое и неопасное вещество, говорят люди, которые получают за это деньги. Конопля, как и другие наркотики, также вызывает зависимость и повреждения головного мозга. Мне приходилось лечить пациентов, которые впадали в тяжелые психозы, попробовав каннабис первый раз.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Девушка с самыми длинными волосами в мире сделала короткую стрижку

Доктор отмечает, что сторонники законопроекта кивают на интересы не только больных, но и аграриев, которые будут выращивать коноплю. А это грозит массовостью.

— На самом деле больных, которые нуждаются именно в препаратах из конопли, не так уж и много. Чтобы удовлетворить их потребности, достаточно одной лицензии для одного качественного оборудованного и хорошо защищенного предприятия и даже одного гектара земли, — считает Владислав Сова.

ЕЩЕ НЕМНОГО ПОЛИТИКИ И ФАКТОВ

Что касается коррупционных рисков, сторонники законопроекта упирают на то, что лицензии на выращивание медицинской конопли будет выдавать МВД.

— Государство устанавливает квоты, создает реестр перемещения медицинской конопли и препаратов из нее. Лекарства будут отпускаться по строгим рецептам — таким же, по которым сейчас продают лекарства с опиатами, — говорит представитель Украинской ассоциации медицинского каннабиса Геннадий Шабас. — Будут строгие требования по оборудованию, охране плантаций. Каждое семечко, каждый кустик окажется под контролем Министерства внутренних дел и специальной службы. Законопроект предусматривает также создание государственного реестра медицинской конопли и препаратов из нее.

По его мнению, нынешний вариант — лучший из всех, которые когда-либо готовились в интересах пациентов. Но в кулуарах Рады говорят о том, что в «конопляном вопросе» есть не только медицинский, коммерческий, но и политический аспект — слишком сильно сторонники законопроекта упирают на то, что фармакологический каннабис используется в развитых странах Европы и мира.

— Я думаю, что такой момент присутствует, и в большей степени он связан с Америкой, где идет декриминализация употребления каннабиса, и демократы ее поддерживают. Готовясь к визиту в Вашингтон, Владимир Зеленский мог захотеть показать, что и у нас прогрессивные депутаты. Для администрации Байдена это, понятно, не самый важный аргумент, но все же некий штрих, который может получить одобрение, — считает политолог Алексей Якубин.

Еще один вопрос — зачем нужен это закон? Если можно решить все за стенами парламента.

Геннадий Зильберблат. Фото: Личный архив

— Я не понимаю только одного: зачем нужен закон? В медицине используется множество наркотиков более сильного действия, например тот же опий, морфин, и это не обсуждается политиками, — говорит генеральный директор Киевского областного психиатрически-наркологического медицинского объединения Геннадий Зильберблат.

Разрешить проблему вне стен Рады и правда можно. Достаточно перенести каннабис из таблицы №1 (вещества, которые категорически запрещены в любом виде) в таблицу №2 (вещества, которые разрешены для использования в медицине при строгом контроле со стороны государства). В апреле этого года Кабмин так уже поступил с тремя зарубежными препаратами на основе конопли — дронабинолом, набинолом и набиксимолсом.

Правда, положение больных это не изменило. Ни одна из фармкомпаний не подала заявку на лицензирование этих препаратов в Украине из-за их высокой цены. Однако также можно перенести из таблицы в таблицу масла, вытяжки, настойки из каннабиса, и нынешняя редакция законопроекта это, кстати, предусматривает.

Но если обойтись техническим решением, сырье для лекарств из конопли придется импортировать, как это делают большинство европейский стран. А импорт автоматически повысит стоимость препаратов.

Сторонники законопроекта видят выход только в том, чтобы выращивать сырье в Украине, для чего, собственно, и нужен закон. Этот вопрос и является камнем преткновения.

В любом случае, если законопроект будет принят в первом чтении, осенью дискуссии разгорятся вновь

Где используется медицинский каннабис

Препараты на основе конопли законно используются в 60 странах мира. В том числе в Америке, Канаде, Израиле, Австрии, Бельгии, Дании, Финляндии, Франции, Польше, Румынии, Хорватии.

На днях государственную торговлю каннабисом, выращенным на своей территории, запустили в ФРГ. Препараты с содержанием импортного каннабиса в Германии разрешены с 2017 года.

В США на начало ноября 2020 года полностью легализовали как медицинское, так и рекреационное (для получения удовольствия) использование конопли такие штаты и территории: Аляска, Аризона, Вашингтон, Калифорния, Колорадо, Массачусетс, Монтана, Мэн, Невада, Нью-Джерси, Мичиган, Орегон, округ Колумбия, Южная Дакота, Нью-Йорк.

А КАК У НАС?

В Украине каннабис внесен в список особо опасных веществ. Использовать его разрешается только кинологам, которые пропитывают запахом конопли тренировочные игрушки для поисковых собак.

За выращивание до 10 кустов конопли наступает административная ответственность (штраф и конфискация), свыше 10 — уголовная: ограничение свободы до 5 лет. Те же санкции действуют за покупку, перевозку, хранение.

Ежегодно в Украине полиция проводит операцию «Мак» по борьбе с незаконными посевами опиумного мака и конопли. В 2020 году в ходе таких мероприятий уничтожили 228 тысяч растений мака и без малого 4 000 000 кустов конопли. Было открыто более 2000 уголовных производств.

Плакат, агитирующий за принятие законопроекта. Фото: Фейсбук «Пациенты Украины»