Содержание
Испытано на себе: жизнь в Эстонии на второй год пандемии Комментарии: 0 Наталья Мичковская. Британский штамм коронавируса таки заставил эстонцев надеть маски.
О масках
В Тарту мы с мужем приехали 1 мая. Как раз в этот день после долгого локдауна открыли летние площадки кафе и рестораны. Видимо, тартусцы по общепиту очень соскучились: несмотря на дождливую погоду, они героически занимали столики на улице и делали заказ. А уж когда через несколько дней вышло солнце, на летних площадках буквально яблоку негде упасть даже в будние дни!
Как я писала полгода назад, к китайскому штамму коронавируса эстонцы относились достаточно спокойно и маски практически не носили. Даже когда прошлой весной страна была пару месяцев на карантине, власти призывали граждан оставить маски для тех, кому они нужнее – для больных и для медиков.
Однако британская версия коронавируса заставила страну пересмотреть свое отношение к этому вопросу. Сегодня в закрытых помещениях Эстонии – транспорте, торговых залах, больницах, кафе и ресторанах – действует масочный режим, очень похожий на украинский. С одним лишь различием: здесь его придерживаются без нашего «надрыва».
По посетителям в кафе соскучились даже воробьи.
Фото: МИЧКОВСКАЯ Наталья
Например, при входе в супермаркеты и торговые центры здесь нет охранников, зорко следящих, чтобы даже мышь не проскочила без маски. А по громкой связи периодически очень вежливо объявляют: «Просим вас соблюдать масочный режим. Если вы находитесь в нашем магазине без маски, будьте готовы к тому, что мы можем вас попросить его покинуть».
В одном из магазинов ТЦ я зашла в примерочную кабинку, чтобы померять свитер. Естественно, маску сняла, а при выходе из кабинки забыла ее надеть. Я расплатилась за свитер, вышла из магазина, шла по ТЦ, встречала на своем пути посетителей и секьюрити, но никто и не подумал сделать мне замечание. Минут через 10 вспомнила сама.
Но справедливости ради надо сказать, что присесть в ТЦ практически негде: почти все уголки отдыха огорожены лентами или цепочками.
Маски в Эстонии – недешевое удовольствие: в пересчете на гривны примерно по 18 грн за штуку.
Фото: МИЧКОВСКАЯ Наталья
О приютах для животных
Знакомая из Эстонии рассказывала, что прошлой осенью, когда их компания перешла на удаленку и она стала много времени проводить дома, решила завести себе котенка. Причем из приюта – здесь брать животных из приютов очень популярно. Но когда она обратилась в местное заведение, оказалось, что котов в нем нет – всех разобрали. Сотрудники приюта связывали это именно с карантинами и удаленной работой: мол, людям стало одиноко в своих квартирах, и они почувствовали необходимость о ком-то заботиться.
В этот приезд мы были в гостях у наших приятелей и познакомились с новым членом их семьи – дворняжкой Николь. Ее, как вы уже догадались, тоже взяли из приюта.
Интересная деталь: бездомных собак и кошек в Эстонии нет. В местные приюты их привозят из соседней РФ. Здесь животных стерилизуют, вакцинируют, делают им документы и раздают желающим. Правда, не совсем бесплатно: все вышеописанные процедуры – за счет нового хозяина, в среднем нужно заплатить 250-300 евро.
Наш приятель рассказал, что из России бездомных животных везут не только в Эстонию, но еще и в Финляндию. По его словам, там большим спросом пользуются больные или искалеченные животные: видимо, многие финны видят свою миссию в том, чтобы сделать их счастливыми.
О ценах
В Эстонии обычных очередей практически нет – большинство из них электронные. Пришел человек в аптеку, на почту или сдавать анализы – везде нужно взять талончик в специальном автомате и следить за электронным табло. Поэтому столпотворений нет: в ожидании своей очереди, скажем, на сдачу анализа крови пациенты сидят в большом холле (кстати, стулья там расставлены на расстоянии двух метров друг от друга и время от времени на табло высвечивается настоятельная просьба на трех языках не сдвигать их с места), а, например, в аптеке или на почте стоят несколько диванчиков, на которых можно пересидеть, если не можешь полторы-две минуты постоять.
В супермаркетах очереди к кассам случаются, но небольшие: здесь очень популярны кассы самообслуживания, в которых, кстати, есть русское меню. Правда, даже в русском меню названия всех продуктов написаны на эстонском.
Единственная серьезная очередь на 5-7 человек, которую мне довелось увидеть, оказалась в павильоне сыров на центральном рынке. Причем цены здесь, по сравнению с супермаркетовскими, оказались довольно высокими – от 15 евро за простенький сулугуни или «пикантный». Цены в Эстонии, кстати, заслуживают того, чтобы о них сказать отдельно.
В целом большинство продуктов немного дороже, чем в Украине, но нет такого дня, чтобы в супермаркете не было скидок на те или иные товары. Причем природа скидок совершенно непонятна: это не залежавшиеся продукты с истекающим сроком годности, а обычные свежие и качественные. Например, целую неделю в местном Rimi была 50%-ная скидка на крошечные помидоры-сливки, которые, на мой взгляд, являются самыми вкусными помидорами в городе. Обычная цена на них – 1,49 евро за 250 г (то есть около 200 грн за кг).
Или, например, тот же сыр. Каждый день хотя бы один, но чаще несколько видов сыра продаются с большой скидкой, и тогда «гауду» или «эстонский» можно купить по 4 евро за килограмм (около 134 грн).
При этом покупателей в Эстонии не то чтобы любят, но точно уважают. Абсолютно на весь товар указана цена не только за упаковку, но и в пересчете на килограммы, что, как вы понимаете, очень удобно для сравнения.
А, например, цены на туалетную бумагу и бумажные полотенца указаны не только за упаковку, но и за один рулон. Словом, все делается для того, чтобы тот покупатель, которого цена интересует в первую очередь, сделал наиболее выгодную для себя покупку.
На всех товарах в эстонских магазинах указана цена за килограмм.
Фото: МИЧКОВСКАЯ Наталья
О прививках
17 мая в Эстонии стартует массовая вакцинация от коронавируса: до конца августа здесь планируют привить 70% населения страны. С понедельника все желающие смогут сделать прививку от коронавируса вне зависимости от возраста.
Местные к вакцинации относятся неоднозначно: сколько людей – столько мнений. Словом, все в точности, как у нас.
Например, наш знакомый, который работает в интернет-магазине, прививку делать не собирается: его пугает то, что все вакцины «сырые» и долгосрочные последствия не изучены. При этом его родная сестра, которая живет в Таллинне, вакцинировалась еще зимой, и по этому поводу у них по сей день идут непримиримые «баталии». Сестра настаивает, что брат должен вакцинироваться, потому что он может заболеть и «еще неизвестно, чем это может кончиться». Брат уверен, что сестра вакцинировалась напрасно, и приводит в точности тот же аргумент: «еще неизвестно, чем это может кончиться».
Еще одна давняя знакомая работает в онкологическом отделении Тартуской клиники. Две прививки она сделала в январе, а заболела коронавирусом в марте. Причем, по ее словам, она оказалась не одинока: многие привитые сотрудники впоследствии все же заболели.
— Конечно, переболела я легко, — признает она. – Из всех симптомов – только легкое покашливание, даже температуры не было. Но я заразила всех домашних – мужа, маму и детей. И вот они уже перенесли болезнь гораздо сложнее. Честно говоря, я себе действие вакцины представляла совершенно по-другому – у меня и в мыслях не было, что после двух прививок я могу не только заболеть, но еще и кого-то заразить!
Тем временем правительство Эстонии приступило к обсуждению возможных привилегий для вакцинированных жителей. Уже к следующему четвергу министр торговли и инфотехнологий должен будет представить Кабмину вариант сертификата о вакцинации, который можно было бы использовать если не по всему миру, то хотя бы в пределах Эстонии. Предполагается, что такой сертификат могли бы получать как переболевшие, так и вакцинированные.
«Сертификат о вакцинации, возможно, мог бы предложить некоторый комфорт в ряде услуг для вакцинированных. Мы только начали обсуждать эту тему. Сейчас мы сосредоточены на том, чтобы как можно больше сократить ограничения и в итоге вовсе от них отказаться», — заявила премьер-министр Кая Каллас.
При этом в правительстве отметили, что реальные наработки, которые можно будет применить на практике, появятся не раньше июля.