Содержание
Грабителей могилы хана Кубрата подвели металлоискатель и незнание истории Комментарии: 1 Фейсбук полтавской общественной организации болгар «Хан Кубрат» Клад, найденный больше ста лет назад, не дает покоя охотникам за сокровищами.
Известие о том, что в Полтавской области разрушили памятный знак хану Кубрату, грозило дипломатическим скандалом. МИД Болгарии решительно осудил акт вандализма, МИД Украины поспешил заверить, что на отношения двух дружественных стран инцидент не повлияет.
А тем временем в селе Малая Перещепина собирались рукастые мужики, чтобы побыстрее уладить инцидент. Потому что не было в нем никакой политики. Была банальная дерзость глупых охотников за сокровищами.
Небось, за «ханской короной» охотились
— Ни у кого денег не просили, все сделали своими силами. Позвал ребят из пожарной части, еще несколько помощников, в охотхозяйстве дали трактор. Песок засыпали брандспойтом, чтобы трамбовался, восстановили бетон, — говорит староста села Иван Пасько. — Вот сегодня снимки отослали в Болгарию — пусть не волнуются, все у нас в порядке.
Плита с именем «Великий Кубрат» не пострадала. Вандалы не имели намерений ее разрушать. Они хотели копать. Перфораторами вырезали бетонную основу и вырыли яму в человеческий рост. Ушли, понятное дело, ни с чем.
— Это точно не наши — залетные. До того, как поставили памятник, здесь крест простой был. Так вот и под него никто не пытался подкапываться, понятно же, что ничего нет. А эти начитались интернета и посходили с ума. Ханскую корону, небось, хотели отрыть.
Вот так аукнулись в наше время события, которые больше ста лет назад прославили село Малая Перещепина на весь мир. 29 мая (по старому стилю) 1912 года здесь обнаружили самый крупный и самый богатый клад за всю историю Восточной Европы.
Работы силами энтузиастов. Фото: Фейсбук полтавской общественной организации болгар «Хан Кубрат»
25 килограммов золота, 50 — серебра
Есть несколько версий, как это произошло, но расходятся они только в деталях. Действующие лица и факты не подлежат сомнению. Мы остановимся на том, как события описаны в книге «Перещепинский клад», одним из авторов которой является директор Полтавского краеведческого музея Александр Супруненко.
Итак, 29 мая 1912 года 12-летний Федор Деркач пас домашнюю живность на краю села. Обнаружил в песке ямку и потыкал палкой — что-то звякнуло.
Мальчишка разгреб руками песок и увидел желтый сосуд с двумя ручками. Вытащить не смог — позвал на помощь 14-летнего Карпа Маджару. Сосуд пацаны спрятали в озере и сбегали за мамой Деркача. Втроем докопались до чаш, похожих на потиры. Мама Федора ужаснулась: это же кто-то церковь ограбил! И послала за властями. По селу понесся слух, к раскопу стали подтягиваться местные.
Пока на место прибыл урядник, народ успел изрядно похватать, поломать и подраться за ценности. Что сумели — отобрали на месте и понесли к становому приставу в канцелярию. Оттуда тоже исчезла часть «мелочей».
Благо о случившемся узнал археолог Иван Зарецкий, отослал известие в Полтаву и в Петербург, а сам срочно выехал в Малую Перещепину.
Когда по хатам собрали, что плохо было спрятано, собралась этакая «куча» из 25 килограммов древних золотых вещей и 50 килограммов серебряных…
Кольцо с монограммой Кубрата. Фото: Фото из открытых источников
Споры длились годы
— Я знал людей, которые держали в руках и изучали эти вещи, — говорит Александр Супруненко. — Большинство находок сразу же отвезли в Санкт-Петербург, но многие вещи оставались в Украине. После революции их изымали и до 1939 года передали в Эрмитаж большевики. Из той богатой коллекции в нашем музее есть только один раритет — это византийская монета Ираклия с сыновьями.
О том, как устанавливали «владельца» сокровищ, написаны научные труды и книги. Мы скажем только, что изучения раритетов и споры вокруг них длились долгие годы. В тайнике были византийские, персидские, греческие, болгарские, аварские драгоценности. В частности, перстни с монограммой хана Кубрата, который в 632 году объединил разрозненные болгарские племена и создал на завоеванных землях Великую Болгарию (или Булгарию), которая по своей мощи и влиянию уступала только Византии и охватывала большие территории современной Украины, России и Северного Кавказа.
Версию о том, что в Малой Перещепине находилась одна из резиденций хана и здесь он окончил жизнь, высказал в 80-х годах доцент Баварской академии Йоахим Вернер.
Эти вещи хранятся в золотой сокровищнице Эрмитажа. Фото: Фото из открытых источников
Сыновья не послушались
Вокруг личности хана Кубрата витают легенды. Одна из них гласит, что именно он был тем самым мудрецом, который учил сыновей силе единения. Собрал всех пятерых, дал по ветке дерева и приказал сломать. А потом сложил пять веток в пучок, и никто из отроков не выполнил задачу.
В реальности у Кубрата действительно было пять сыновей. Но, увы, заветы отца они не выполнили. Младшие рассорились и разошлись по сторонам света разными племенами. Старший, оставшись один, не смог удержать набеги хазар. Великая Болгария распалась, просуществовав чуть больше полувека.
Точная дата смерти хана, как и точная дата рождения, не известны. И тот факт, что останки древнего державотворца покоятся на окраине Малой Перещепины, тоже оспаривается многими учеными. Как и происхождение клада.
— На месте, где были сокровища, обнаружили остатки ящика, который мог быть гробом, и остатки костей, — говорит Александр Супруненко. — Но научного подтверждения, что это прах именно Кубрата, а не какого-то другого хана, нет. Сокровища могли служить не кладом, а поминальными дарами. Кубрат был христианином, а в земле находили византийские монеты с дырочками, подобными кочевые язычники украшали своих лошадей.
Но болгары поверили в то, что отыскалась могила их героя, и хорошо. В 2001 году они привезли в Украину черную памятную плиту. И установили на месте, которое пометили украинские историки. Александр Супруненко говорит, что погрешность может составлять 50-60 метров от места обнаружения клада. Так что там, где рылись черные археологи, они точно ничего не могли найти.
Подвести копателей мог металлоискатель, который запищал то ли на закладную табличку, то ли на оброненную кем-то вещь.
Фрагмент золотой амфоры. Фото: из открытых источников
Былое и сейчас
Сенсация 1912 года качественно изменила жизнь Малой Перещепины. Реализовав «заначки», многие селяне отремонтировали дома или построили новые, купили заграничную технику, скот. Говорят, что «осколки» перещепинского клада до сих пор бродят по частным коллекциям и аукционам.
Археологическая комиссия переслала полтавскому губернатору 45 000 рублей с условием, что одна половина будет отдана сельской общине, вторая — друзьям-пастушкам. Оба стали зажиточными людьми, но Октябрьская революция все переломила. Один прошел две войны и дожил до 60-х годов. Второй был «раскулачен» и сослан в Сибирь.
Сегодня Малая Перещепина ни богатством, ни богатыми не может похвастаться. Выживает, как все украинские села. Своей работы практически нет. До райцентра Новые Санжары автобус ходит два раза в неделю — не наездишься. Выручает только электричка до Полтавы и частные извозчики, которые подбрасывают до станцию. Но сейчас локдаун, и многие боятся, что потеряют в областном центре работу.
Каждый год сажают цветы
Впрочем, найденные в далеком прошлом сокровища все же оставили свой след. Это тесная дружба, которая вот уже много лет объединяет село с болгарской общиной в Украине и за рубежом. В 2006 году заграничные друзья даже собирались построить здесь гостиницу, комплекс для отдыха, музей.
Но материальных инвестиций до сих пор нет, зато душевные — однозначно. Каждый год в летние месяцы в селе происходит Собор болгар — этакое поклонение могиле хана в сочетании с праздником для местных жителей.
— Наши дети уже дважды ездили в Болгарию, — рассказывает директор малоперещепинской школы Татьяна Демьяненко. — Мы обмениваемся приветствиями, концертами. И очень бережно ухаживаем за памятником хану. Вот завтра пойдем туда с ребятами, чтобы высадить свежие цветы. Делаем так каждый год.
В селе все очень рады, что неприятность закончилась. Староста Иван Пасько говорит, что на следующий же день после разрушения хотели восстановить памятник, но пришлось ждать следственно-оперативную группу.
Возле восстановленного памятного знака скоро посадят цветы. Фото: ФБ Татьяны Демьяненко
Меч в золотых ножнах. Фото: stena.ee Золотые кубки с чеканкой. Фото: stena.ee Бляшки полусферические от конской сбруи: золото, следы бронзы, стекло плюс тонкая работа. Фото: stena.ee Чаша из золота, длина – 33 см, Иран V-VI век. Фото: stena.ee
Часть ожерелья из 8 византийских монет. Золото, чеканка, пайка. Фото: stena.ee Рукомойный набор. Серебряный с позолотой и чеканкой ковш с розеткой. Фото: stena.ee