Содержание
Цитаты из книги Мендель: об отставке премьера Гончарука, методах Богдана и поездках на Донбасс с президентом Комментарии: 1 Григорий КОНСТАНТИНОВ «КП в Украине» с разрешения автора публикует отрывки из книги «Каждый из нас президент».
Интервью Юлии Мендель нашему изданию, пусть даже такое откровенное, не будет полным без упоминаний о первой книге первого теперь уже экс-пресс-секретаря президента.
Мы выбрали для цитирования три эпизода. О поездках президента с журналистами на Донбасс, размышления, почему из Алексея Гончарука не вышло премьер-министра и об особенностях работы с журналистами в Офисе президента. (В новости полностью сохранена стилистика автора).
18 поездок на Донбасс
Донбасс. «Президент награждает военных в масках и все-таки идет к прессе, чтобы ответить на несколько вопросов. Все — о Донбассе и инициативе касательно мира. Местные журналисты отличаются от коллег в других областях. Здесь не хайпуют и не лезут в «желтизну». Здесь четко знают цену слова и стоимость информации. Война учит всех по-своему.
Далее «нулевые» позиции. По дороге к стоянке сломалась машина. Большинство автомобилей задержалось. Все бывает, все решается. Едем. Потом еще несколько награждений, и ждем. Очень небольшая группа поехала с Президентом проверить «нулевые» позиции. Я отправила Reuters с ними.
Таких точек будет еще три. В разных городах, на разных позициях Президент общается с военными, слушает, что говорят о режиме «тишины». Для большинства это дико, но каждый из них мотивирован, чтобы на Донбассе был мир. За последние уже 11 суток здесь никто не погиб и не был ранен из-за обстрелов. Несколько военных умерли из-за осложнений со здоровьем. Каждое утро Президент получает эту статистику.
В Бахмуте Владимир Зеленский решил сходить в продуктовый магазин. Остановился, вышел и отправился за кофе и конфетами. Мы выбежали за ним, сделали несколько фото. Что интересно — почти все люди в масках. Видеть Зеленского счастливы: просят селфи, звонят друзьям и родственникам, хвастаются, что видели Президента.
Часть онлайн-критиков подозревает, что это была продуманная пиар-акция. Они неправы: не продуманная.
Ночуем в больнице. Для меня это похоже на воспоминания из детства. Ребенок неонатолога и патологоанатома, я проводила много времени в музее морга и ночевала в отделении новорожденных. Попросила, чтобы нас поселили не в гинекологическом отделении.
В больнице мы живем в палатах и сестринских. В некоторых комнатах есть душ, а туалетов несколько на этаж. Мой рюкзак потеряли. Пришлось переселиться к девушке А., которой посчастливилось иметь все привилегии, рюкзак нашли и привезли в течение часа.
Поездки на Донбасс для Владимира Александровича стали самыми частыми. Всего за 2019—2020 годы их было восемнадцать. Все даты, связанные с армией и военными праздниками, он проводил на Донбассе. Один раз мы проехали более ста километров линии разграничения, в следующий — он прошел с президентом Швейцарии к мосту, где на другой стороне стояли боевики, вооруженные автоматами. Для Зеленского вопрос мира превратился в личный. Менее чем за год на посту Президента ему удалось вернуть около полутора сотен пленных: из России, Крыма и Донбасса. Он вернул «нормандский формат», в рамках которого лидеры Украины, Германии, Франции и России договаривались о пути к миру.
Жители Бахмута с удовольствием фотографировались с президентом. Фото: elena_lnkv в Инстаграм
О недостатках премьера Гончарука
Отставка Гончарука у многих вызвала удивление и возмущение. Казалось, он довольно успешно двигался в направлении реформ и был уволен из-за смены главы Офиса Президента, а также из-за слитой прослушки, в которой снисходительно высказывался о знаниях экономики и способе правления Президента Зеленского.
На самом деле причин не получиться у Гончарука и без этого было достаточно. Во-первых, ему не хватало институционального опыта. Сложно из общественного активиста превратиться в премьера сорокамиллионной страны без соответствующей карьерной лестницы. Он заметно терялся в кризисных ситуациях, прекрасно выполняя коммуникационную функцию и мало что понимая в операционной системе. Показательным был случай с Новыми Санжарами, опозоривший нашу страну далеко за ее пределами. Это были первые недели успешного марша COVID-19 по планете. Украина вернула домой из Китая несколько десятков застрявших там сограждан, оборудовав санаторий в селе Новые Санжары для их принятия. Все они после двухнедельной изоляции оказались здоровыми. Испуганные новостями о невиданном вирусе и дезинформацией о попытке уничтожить им украинцев, начиная с Санжар, местные жители агрессивно воспротивились инициативе властей. Вооруженные чем пришлось мужчины и женщины вышли встречать прибывших, в автобус с уставшими и перепуганными возвращенцами летели булыжники и крики ненависти. Эта картина поразила многих: и своих же по всей стране, и иностранцев. Так работала дезинформация.
Позже Президент Зеленский предложит тогдашнему министру здравоохранения Зоряне Скалецкой выдержать двухнедельную изоляцию в санатории вместе с прибывшими, и она согласится. Это действительно снизит градус противостояния, и уже через две недели сам Зеленский приедет поздороваться с отдыхающими.
Но это будет позже. А пока в зону конфликта быстро прибыл премьер Гончарук. Но что делать, он не знал. Ситуацией еще до его прибытия занялись правоохранители и министр внутренних дел Арсен Аваков, бывший на посту уже седьмой год. Гончарук организовал заседание на камеру, взял ручку и активно что-то записывал во время отчета, симулируя контроль над ситуацией. Это одно из последних видео премьера Гончарука, которое врезалось мне в память. Он не смотрел в глаза правоохранителям ничего не говорил, а попросту записывал что-то во время отчета.
Такая же реакция была у Гончарука, когда он под камерами пришел на ковер к Президенту после обнародования злополучных пленок, вышедших вскоре после инцидента в Новых Санжарах, где он так по-ханжески отзывался о Президенте.
Мендель рассказала о недостатках премьера Гончарука. Фото: КМУ
О методах Андрея Богдана
Первый глава Офиса Президента Андрей Богдан и его заместитель по информационной политике Кирилл Тимошенко были настроены против сотрудничества с медиа. Дело в том, что на протяжении кампании Владимир Зеленский почти не давал интервью. Богдан и Тимошенко считали, что и в ипостаси Президента интервью, комментарии и сотрудничество с медиа тоже не нужны. Сейчас все вспоминают Богдану его фразу, сказанную журналистке Радио Свобода: «Мы общаемся с обществом без посредников, без журналистов», расцененную как заявление о ненужности журналистов команде Зеленского.
Был громкий скандал, который больно ударил и по Президенту, и по его пресс-службе. Есть фразы, которые невозможно смягчить и стократным опровержением. Сколько бы после этого мы ни говорили, что журналистика важна и нужна для построения современного демократического общества, эту обиду медиа помнили вплоть до увольнения Богдана в феврале 2020 года. Но еще больнее били по пресс-службе и по отношениям с медиа внутренние законы, установленные Богданом. Нам пришлось пережить запрет отвечать на запросы медиа, отказ от всех интервью, будь то «Жашківський вісник» или CNN. Особенно неприятно было хамское отношение к медиа, когда слили якобы заявление Богдана об уходе. Это было фото клочка бумаги, который вроде бы представлял собой заявление, написанное на имя Президента, где Богдан будто бы просил его уволить. Кирилл Тимошенко — утверждали, что фото слил именно он, — запретил даже брать трубку в ответ на звонки журналистов. Нам пришлось выключать телефоны, потому что звонили все украинские медиа со всех возможных номеров. Мы не могли ни подтвердить, ни опровергнуть глупейшую шутку уже опьяневших от власти, самодовольных представителей Офиса.
Сейчас Андрей Богдан представляет себя как закаленного политическими боями юриста, способного справиться со всеми проблемами. Но ни один опытный участник политических событий никогда не провоцировал бы настолько большие скандалы с медиа. И дело не в конкретной обиде, фразе или розыгрыше. Дело в том, что он попытался сломать годами наработанные законы сотрудничества с медиа, кормя их своеобразной философией понимания информационного поля, в которой медиа, по его мнению, перестали служить людям и работали только сами для себя.
Поэтому он заставил Офис и пресс-службу молчать в ответ на запросы медиа. И как следствие, получил непонимание и агрессию со стороны журналистов и, что еще хуже, информационный вакуум, быстро заполняемый критикой оппонентов. Порошенко, Медведчука и Коломойского слышали все. Нас не слышал никто.
Едва начав работу в июне 2019 года, я вызвала серьезное неодобрение, организовав интервью немецкому и французскому изданиям. В принципе, их организовывала пресс-служба, но коммуникация по публикациям лежала на мне.
СПРАВКА
Каждый из нас президент
В продаже книга появится с 19 июля. Фото: личный архив Юлии Мендель
Юлия Мендель
Издательство: Клуб сімейного дозвілля, 2021
Стоимость: 190 грн (цена издательства)
Количество страниц: 288
Открыт предзаказ на сайте издательства. В продаже с 19.07.2021