Содержание
В Одессе объявили войну самокатчикам, ждут поддержки Верховной Рады Комментарии: 2 сайт «Думская» «Муниципальная варта» тормозит людей на электрических средствах передвижения, а эксперты говорят, что таких полномочий у общественников нет.
Все чаще владельцы самокатов в Украине попадают в аварии — и что делать с этим, пока никто не знает, кроме как взывать к инстинктам самосохранения горе-водителей. Самокатчики бьются друг о друга, попадают под колеса автотранспорта и сбивают людей. Призвать их к порядку не получается, ведь самокаты не относятся к понятию «автотранспорт» и на них не распространяются правила дорожного движения. Сейчас в Одессе пытаются самостоятельно урегулировать потоки катающихся горожан на «Трассе здоровья». «КП» в Украине» выясняла, почему власти города, скорее всего, потерпят фиаско и как в других странах пытаются решить эту проблему.
Самокат — это что?
Еще в 2019 году на сайте президента Украины появилась петиция о том, чтобы приравнять электросамокаты, которые движутся со скоростью до 30 км/час, к велосипедам. Но из 25 000 требуемых подписей не набралось и 100. При этом о проблеме уже вовсю трубили соцсети, полиция не знала, как квалифицировать ДТП с участием двухколесных средств передвижения, — точнее, не понимала, считать электросамокат велосипедом, мопедом или все-таки пешеходом.
Обращения к законодателям терялись в ворохах других, видимо, более важных документов. Все это время самокатчики и их жертвы бились друг о друга, ломали шеи и пробивали черепа, сносили столбы и скамейки. Были и летальные исходы, когда при падении на землю «водители» получали настолько серьезные травмы головы, что умирали, не доехав до больницы.
Владельцы — потенциальные «хрустики»
В Одессе решили бороться с локальными «ДТП» на «Трассе здоровья» единственным возможным методом. Сотрудники «Муниципальной варты» (общественного формирования по охране общественного порядка) начали останавливать резвящихся самокатчиков, просить их не превышать скорость и ездить поаккуратнее. Кто-то соглашается со «стражами», а кто-то отстаивает свои права.
— Я езжу на велосипеде уже давно, а на самокатах часто гоняют новички, которые не соображают, что подвергают опасности и себя, и других. Начинающие велосипедисты, например, так себя не ведут — они ездят осторожнее, — говорит одессит Андрей Юрин. — Да и тормоза на велосипеде гораздо сильнее, чем у самоката. А на самокате вроде бы ничего сложного — встал и поехал, но это же не тот самокат из детства, это же совсем другое…
— Прокатных компаний в Одессе десятки. Час аренды самоката стоит в среднем около 200 гривен. Конечно, много желающих покататься, в том числе и не особо умных. Прокатчикам все равно, они не спрашивают, знает ли человек правила движения и есть ли у него шлем. Максимум могут выставить в специальной программе на компьютере режим «Новичок», который ограничит скорость до 15 км/час. Но это если человек сам скажет, что он нечасто катается. А так — все тут «профи», все знают лучше, что делать, только мне кажется — это потенциальные «хрустики» (так называли погибших в ДТП мотоциклистов полицейские, у работников скорой было другое определение — «йогурты». — Прим. авт.). Вот скоро самокатчики выйдут на дороги — и начнется страшное! — предостерегает житель города Олег Антонов.
— У меня есть все права кататься по велодорожкам на Трассе здоровья! Самокат приравнен к велосипеду, еду я с той же скоростью, а если мне под колеса выкатывается кто-то неадекватный, то это его проблемы! — заявил владелец электросамоката, представившийся Тимофеем.
На «Трассе здоровье» самокатчиков останавливают и просят не превышать скорость и придерживаться правил. Фото: сайт «Думская»
«Надо четко определить статус участника движения»
— Проблема с электросамокатами есть не только в Украине, но и других стран. Электросамокаты относятся к категории «легкий индивидуальный электротранспорт», и законодательно они не определены (во всяком случае, у нас, в Украине). И первое, что делают в других странах, — четко определяют статус этого участника дорожного движения — рассказал правозащитник Владимир Караваев. — Второй момент — идентификация самого транспортного средства. В ряде стран она проводится в момент продажи самоката прямо в магазине. Покупатель вносится в реестр владельцев транспортных средств, и там же ему присваивается какой-то идентификатор — наклейка с QR-кодом, номерной знак и т.п. Третий момент — минимальные требования по знанию правил дорожного движения. Это ключевые позиции, которые должны быть реализованы на первом этапе урегулирования. У нас пока ни одна из этих позиций не закрыта, и каких-то планов по их реализации я не вижу.
Владимир Караваев напоминает: аналогичная ситуация была несколько лет назад со скутерами:
— Такая же полнейшая неразбериха творилась до тех пор, пока в законодательстве не появились характеристики этих транспортных средств, не появилась водительская категория А1 и скутерам не начали присваивать номерные знаки, а водителей обязали иметь права и знать правила дорожного движения. Ситуация пришла в норму, да и скутеров меньше стало.
Нет полномочий — нет прав
Что же касается инициативы одесской мэрии ( а ее депутаты направили в Верховную Раду запрос о решении вопроса безопасности эксплуатации электросамокатов) и действий «Муниципальной варты», тот тут все непросто.
— В Кодексе Украины об административных правонарушениях статус «Муниципальной варты» не обозначен. То есть у сотрудников этой организации нет никаких прав и обязанностей по отношению к любым участникам движения — ни в плане остановки или задержки, ни тем более в плане проверки документов, — говорит правозащитник. — До тех пор, пока их полномочия не будут прописаны законодательно, все их действия будут считаться незаконными.