Содержание
Школьники забили террориста рюкзаками… По следам урока, возмутившего специалистов по безопасности Комментарии: 0 Стоп кадр Должны ли украинские школы быть готовыми к трагедии, которая случилась в Казани.
Недавний урок в 5-м классе школы №17 города Ирпеня вызвал бурное обсуждение и шквал эмоций в социальных сетях. Представители местного коммунального предприятия «Муниципальная стража» обучали детей, как себя вести, если в класс ворвется вооруженный человек. После просмотра ролика специалисты по безопасности просто взорвались негодованием.
В то же время зазвучало мнение: а сама идея-то не лишена смысла. Но лучше не исполнять ее никак, чем вот так. А еще лучше — продумать, как это сделать грамотно.
Кульминация урока — дуло автомата
В самой «Муниципальной страже Ирпеня» урок назвали «непростым и строгим». Главным героем являлся руководитель компании Николай Ковальчук. В кульминационный момент он наставил на детей автомат Калашникова, а «подготовленные» к такой ситуации школьники бесстрашно забили условного стрелка портфелями. «Если такая ситуация и будет, то уже знаешь, что делать», — подвела итоги одна из учениц.
— Может быть, идея неплохая, но исполнена детям во вред, — говорит эксперт по безопасности, руководитель детективного агентства «Бюро Рысь» Руслан Болгов. — Нападать на человека с автоматом — это когда нет выхода вообще, и явно не с портфелями это делается. Нельзя допускать к таким темам непрофессионалов. Этот человек банально не умеет обращаться с оружием. Первое и главное правило — никогда не направляй на людей ствол, если не собираешься стрелять. Даже если в стволе нет патронов. А дети увидели, что это делает взрослый мужчина, который пришел их чему-то учить.
Многие возмущены, как посторонняя структура, пусть даже коммунальная, могла быть допущена к учебному процессу.
— Посторонних вообще нельзя допускать. Для уроков по безопасности есть ювенальная превенция («детская» полиция), служба по чрезвычайным ситуациям, специалисты, работающие в спецназах. А если каждый, кто пожелает, будет приходить в школу и моделировать то стрельбу, то взрыв, то еще что-то на свой лад, в головах детей будет хаос, а кто-то может получить психологическую травму. Администрация учебного заведения должна это понимать, — говорит вице-президент Всеукраинской фундации «Защита прав детей» Алексей Лазаренко.
Но проблема же есть!
Директор школы Иван Пташник сам немного обескуражен такой реакцией.
— Но ведь проблема существует. До нас никто такого не делал. А первым всегда достается на орехи. Это было воспитательное мероприятие, инициатором стала классный руководитель, все родители ее поддержали, все дали письменное, отметьте, согласие. То, на чем сейчас акцентируют внимание, вырвано из контекста. Оружие было бутафорское, дети перед этим прослушали лекцию, а потом произошла эта шуточная сценка. «Муниципальная стража» не такое постороннее лицо, она имеет лицензию на охранные услуги, в нашей школе и во всех школах Ирпеня установлены их «тревожные кнопки», — говорит Иван Пташник.
Мы далеки от мысли, что к детям могли пронести боевой «калаш». А вот что касается шутки… Да, ребятам, наверное, было весело. Но если бы подобное повторилось в реальности, то мальчик, смело бросившийся на вооруженного «террориста» с рюкзачком, погиб бы первым. А за ним все остальные.
Но в чем директор прав, так в том, что проблема действительно есть. Скандальный урок, будь это благодарность за «кнопку» или действительно инициатива родителей, провели по следам трагедии в Казани, где 19-летний Ильназ Галявиев устроил массовый расстрел в гимназии. А три года назад подобное произошло в Керченском педагогическом колледже.
Нападения на школы перестали быть сугубо американской проблемой. В Украине ничего подобного не случалось. Но это не значит, что не будет никогда. Поэтому все, кто сегодня критикует «урок» в Ирпене, согласны, что безопасность наших школ и понимание, как действовать в критической ситуации, практически на нуле.
Вот только с кого или с чего начинать?
Специалисты советуют не направлять дуло ружья на людей, если его не планируют использовать. Фото: стоп кадр
Учить нужно учителей
Тревожная сигнализация в учебном заведении — это сегодня роскошь. Обсуждая тему, многие жалуются, что в школе, где учатся их дети, один вахтер.
— А у нас и вахтера нет, техперсонал дежурит по очереди, — написала одна из мам.
Родители считают, что безопасность нужно начинать с технических вопросов — вытрясти из местных властей деньги на профессиональную охрану и даже оснастить двери металлодетекторами.
— Профессиональная охрана, конечно, нужна. Но это не решит проблему. В американской школе, где три года назад ученик устроил расстрел, был вооруженный охранник, но он убежал, — говорит инструктор по самообороне, тренер по личной безопасности Антон Фарб. — А металлодетектор, если возникнет тревога, вызовет затор в дверях.
Эксперт также говорит, что ни Украина, ни какая другая страна не застрахованы от «эха 1999 года».
— Когда Харрис и Клиболд устроили расстрел в школе «Колумбайн», об этом написали все газеты и показали все телеканалы. Даже сняли пару художественных и документальных фильмов.
Но в 1999 году еще не было ни смартфонов, ни быстрого интернета, а сейчас все это есть. И в молодежной среде продолжает существовать субкультура «Колумбайн», — констатирует Антон Фарб. — Терроризм — это информационная болезнь. Чем совершеннее средства информации, тем быстрее она распространяется.
Если увлечься «антистрелковыми» уроками с детьми, считает эксперт, это может стимулировать эффект подражателя и в Украине.
— Поэтому детям нужны только тренировки по быстрой эвакуации. Учить нужно учителей, как реагировать на звук, похожий на выстрел. Я задавал этот вопрос на конференции педагогов Святошинского района. 100% ответов: никак, это петарды. А правильный ответ — звонок в полицию, дальше эвакуация. Даже если это петарды, дети лишний раз отработают навык, — говорит Антон Фарба. — Если опция «беги» не доступна — переходим к шагу «прячься». Дверь в классе должна запираться на ключ. Должен быть ремень, чтобы связать дверные ручки. Все — на пол, двери простреливаются. Телефоны в бесшумный режим. Свет выключить…
Нужны программы для педагогов и школьников
Руководитель курсов самозащиты Крав-Мага Владимир Кучма считает, что учить нужно все же и детей, и учителей. По двум профессионально разработанным программам.
— В первом эшелоне должны быть педагоги. Дети — это дети. Если мы возьмем первоклассников, то вероятность того, что они смогут сориентироваться без команды взрослого, равняется нулю. Обучение должно быть системным, организованным на государственном уровне и по возрастным категориям, — говорит Владимир Кучма.
И приводит в пример пожарную тревогу.
— Если старшеклассник может взять младшеклассника за руку и вывести из школы, то младший ученик должен строго следовать за учителем и знать, что делать, если учителя нет в поле зрения. Это сложный процесс, который нужно разрабатывать, экспериментировать, собирать экспертные и фокус-группы. Но ни коим образом не устраивать одноразовые пиар-акции.
По большому счету, от урока в Ирпене все же получилась польза — проблема очерчена, обсуждается. И, может быть, ее захотят решить.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
Илона РАШКОВСКАЯ, кандидат психологических наук, доцент НПУ им. Драгоманова:
— Мне кажется, что об этом надо думать и говорить. Школа ассоциируются с местом безопасности. Дома за ребенка отвечают родители, в школе — учителя. И максимум, что обсуждают дети, это какие взрослые глупые. А если где-то случаются беды, то это не у нас, это далеко.
Тем временем и вещи, которые обсуждают дети, и ситуации, в которых они могут оказаться, отнюдь не всегда безопасны. Нам нужно привыкать к миру, в котором мы живем. И решать вопросы, которые могут показаться ненужными. Например, если дети услышали звук, похожий на выстрел, вправе ли они сказать об этом учителю, который ведет урок? Ведь учитель может оборвать: молчи и не мели ерунду! Или он должен насторожиться, предпринять какие-то меры?
Я знаю, что в некоторых школах уже проводят профессиональные занятия по безопасности, и эту практику нужно развивать.