Содержание
«Садись, Петренко, тебе «П»: стоит ли в школах заменять оценки буквами Комментарии: 1 Мусиенко Владислав / POOL / УНИАН Как это нововведение может повлиять на успеваемость чеников младших классов- мнения педагогов и психолога.
Министерство образования рекомендовало преподавателям не ставить традиционные оценки ученикам 1-4-х классов. Знания следует оценивать буквами: «начальный» (П, «початковий»), «средний» (С), «достаточный» (Д), «высокий» (В). Насколько это нужно — мы узнавали у экспертов в сфере образования.
Хоть буквами, хоть квадратиками
— Оценка — не оружие или приговор. Это ориентир. Как преподаватель — не люблю оценок, но, в то же время понимаю: чем старше дети, тем больше должны понимать свои конкретные достижения, на каком они уровне, что впереди и к чему стремиться. Например, как в Европе и США. Так должна работать и система оценивания, — говорит «КП в Украине» директор гимназии №107 в Подольском районе Катерина Спитковская.
Начинать надо, по ее мнению, с… родителей школьников. С их устаревшего восприятия оценок. Например, младшеклассники сейчас учатся по правилам Новой украинской школы (НУШ), где нет оценок. Но, придя в класс, ребенок все равно спрашивает учителя — поставят ли двойку за несделанную «домашку». Преподаватель спрашивает, с чего он это взял. Оказывается, ребенку так сказали родители.
Понятно, что мамы и папы все равно хотят понять, как ребенок учится, и, услышав «уровень знаний средний», спрашивают, какая это оценка. Вот эти стереотипы и надо ломать.
Как, например, отказались от публичного оглашения оценки. Сейчас все строго конфиденциально. Есть электронный дневник, в котором видят оценки только педагог, школьник и его родители.
— Мы говорим об уровнях — высокий, достаточный, средний, низкий. Но в средней школе школьники столкнутся с оценками по 12-балльной шкале. Мне кажется, такой скачок от одного к совершенно противоположному немного нелогичным. Есть новое начало, но нет продолжения. По сути, буквами оценивают знания, как и цифрами. Но, возможно, кому-то кажется, что буквы более гуманные, — говорит Спитковская.
Ведь главной целью школы должно стать не оценивание, а формирование у учеников мотивации к обучению, видения прогресса собственного развития.
Потому и предложенные МОН буквы «П», «С», «Д», «В» — не аксиома. Школы сами могут придумать собственную шкалу оценивания – например, ставить звездочки, треугольники, квадратики или кружочки. Главное, чтобы была расшифровка, чтобы все понимали значение той или иной отметки в уровнях.
Для качественного образования нужны финансы
А вот директор Национальной образовательной ассоциации Дмитрий Гамаш предполагает, что как бы ни выглядела система оценивания, это не повлияет на качество образования. Сами оценки не отражают реальное положение знаний, да и их, по сути, не отменили, и, если цифру заменить буквой, это ни хорошо и ни плохо.
Но для качественного и эффективного образования необходимо хорошее финансирование, что даст возможность привлечь высококвалифицированных педагогов, а те — качественно обучать учеников.
— Оценки не могут улучшать качество, а только служат индикатором разработки инструментов улучшения качества. Условие получения хорошего образования — это надлежащее финансирование школ. Нужны средства для привлечения опытных учителей, новаторов. Им необходимо дать достойную оплату труда, чтобы больше вкладывали в обучение учеников, нежели искали, как заработать, — считает Дмитрий Гамаш. — Обеспечить школы необходимым оборудованием. Сделать учебный процесс интересным, интерактивным, современным. Дать учителям понимание, что они занимаются обучением, а не обслуживанием. Убрать из школьной жизни противостояние между учителями и родителями, учениками, убрать моббинг и буллинг. Создать идеальные условия, в которые надо вложить много денег. Только это может повлиять на качество образования.
Впрочем, наш эксперт все равно соглашается: реформа образования не должна стоять на месте и должна двигаться хоть в какую-то сторону.
Нужен образец здоровой конкуренции
Научный сотрудник Института социальной и политической психологии АПН Украины Владимир Савинов считает, что оценивание буквами воспринимается проще, правда, должно пройти немного времени.
— Переходный период, адаптация родителей будет идти не один год. Но есть другой аспект — такое оценивание может психологически восприниматься грубее. Когда твой уровень относят к одному из четырех вариантов, то будто сразу попадаешь в определенную категорию — среднюю или высокую. Учитель словно официально переводит школьника в «отдельную» группу, — поясняет Владимир Савинов.
А вот когда ставят «безликую» оценку, таких микрогрупп не образуется. Конечно, в неформальном общении дети группируются по признакам оценок — существуют категории «отличника», «двоечника», «хорошиста». Но эти категории не столь «официальные».
Новая система может иметь развивающий эффект для детей, но для педагогов будет означать усиленное погружение в индивидуальность ребенка. Это хорошо и перспективно, однако требует дополнительной подготовки педагогов, как минимум определенных профессиональных знаний по детской и социальной психологии.
Сменив систему оценивания, МОН стремится вовлечь ученика в процесс обучения. Школьнику понятно, какую планку перед собой ставить.
— Но тут возникает вопрос мотивации — действительно ли можно ее «включить» в каждом? Хватит ли объема внимания для содержательного и при этом настоящего, искреннего и сочувственного взаимодействия со всеми учениками? Возможно, нерейтинговая, то есть вербальная оценка будет лучше для маленьких детей, но все равно постепенно надо выходить на оценку итоговых результатов по определенным критериям, как это происходит в реальной жизни, — рассуждает Савинов.
Конфиденциальность оценок на начальном уровне позволит быть в более тесной связи с реальными способностями и результатами обучения, добавит психологический комфорт и безопасность. Но с возрастом дети должны понимать, что мир устроен по законам конкуренции, где есть соревнования и рейтинги.
— Если нет образца и здоровой конкуренции, то ребенок словно попадает в дистиллированные условия, не стремясь стать лучше, — говорит эксперт. – Конечно, учитель говорит школьнику: «Ты можешь лучше». Но не всегда одной фразы достаточно. Вот когда ученик видит, зачем становиться лучше, тогда это может стать дополнительным стимулом для учебных усилий.