Домой Культура Музей архитектуры представляет выставку «Алексей Щусев. 150»

Музей архитектуры представляет выставку «Алексей Щусев. 150»

62
0

Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева представляет первую за последние 50 лет монографическую выставку, посвященную творчеству архитектора Алексея Щусева. Экспозиция «Алексей Щусев. 150», приуроченная к его 150-летнему юбилею, откроется в музее 4 октября.

Музей архитектуры представляет выставку «Алексей Щусев. 150»

Архитектор Алексей Щусев в мастерской на Казанском вокзале. Москва, 1914 год.
Фотография: Архив наследников А.В. Щусева

Музей архитектуры представит публике около 200 архитектурных проектов, созданных Щусевым за его более чем полувековую карьеру. В экспозицию войдут почти 600 предметов: проектные графические листы дополнены ученическими и художественными работами мастера, архивными фотографиями, письмами, документами и личными вещами, моделями и макетами. Выставка расскажет о Щусеве как об архитекторе, художнике, градозащитнике, ученом, реставраторе, основателе и первом директоре Музея русской архитектуры.

Алексей Щусев. Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади в Москве. 1940. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, МоскваАлексей Щусев. Проект Казанского вокзала в Москве. Перспектива главной башни. 1913. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, МоскваАлексей Щусев. Проект Государственного театра оперы и балета им. Алишера Навои в Ташкенте. 1944. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва

В залах Анфилады гости узнают историю становления Щусева как зодчего: от его ученических работ в Академии художеств и первых самостоятельных проектов к главным творениям — Казанскому вокзалу в Москве, Мавзолею Ленина, Государственному театру оперы и балета им. Алишера Навои в Ташкенте. Хронологическая последовательность выставки поможет проследить, как происходила трансформация творческого метода архитектора и как в нем отражались изменения художественных вкусов и реалий времени.

Отдельный зал выставки будет посвящен железнодорожным проектам Алексея Щусева: Казанскому вокзалу, над которым мастер работал 38 лет, и ранее неизвестным публике сооружениям железнодорожных линий Арзамас — Шихраны, Нижний Новгород — Котельнич и Казань — Екатеринбург. Типовые проекты вокзалов, депо, водонапорных зданий, жилых и хозяйственных построек, архитектурного оформления порталов тоннелей демонстрируют гибкость мышления и практическую сметку автора, который стремился к высокому художественному результату в строгих рамках технического задания.

Алексей Щусев. Эскиз оформления циферблата часов Казанского вокзала в Москве. 1948. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, МоскваАлексей Щусев. Фрагменты декоративного оформления интерьеров гостиницы «Москва» и предметы интерьера гостиничных номеров. 1935–1995. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, МоскваАлексей Щусев. Орнаментальные фризы. Церковь Антония и Феодосия Печерских. Киево-Печерская лавра. 1900-е. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Чувство дома»

В разделе «Новая Москва» посетители познакомятся с произведениями, созданными в первые советские годы: планом реконструкции столицы, проектами Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки, Дворца труда и Мавзолея В.И. Ленина. А путь от авангардных исканий 1920-х годов к неоклассике 1930-х проиллюстрируют конкурсные решения памятника Христофору Колумбу, Библиотеки им. В.И. Ленина и Центрального телеграфа, реализованные проекты санатория в Мацесте, гостиницы «Интурист» в Батуми, зданий Наркомата земледелия на Садовом кольце и Наркомата внутренних дел на Лубянской площади в Москве, Института Маркса — Энгельса — Ленина в Тбилиси, масштабные замыслы перепланировки центральных улиц и площадей столицы.

Особое место в экспозиции отведено двум знаковым произведениям архитектора — гостинице «Москва» и Государственному театру оперы и балета им. Алишера Навои в Ташкенте. Наряду с архитектурной графикой в зале представлены уникальные предметы декоративно-прикладного искусства. Например, фрагменты подлинного убранства гостиницы «Москва»: гипсовые рельефы для кессонов, лепные украшения, элементы балюстрады и предметы из гостиничных номеров. Историю работы над проектом театра в Ташкенте дополняет авторская модель сооружения и выполненные на гипсовых плитах эскизы росписей фойе.

Алексей Щусев. Проект гостиницы «Москва». Перспектива со стороны Тверской улицы. 1930-е. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, МоскваАлексей Щусев. Проект Академии наук СССР. Зал заседаний. 1939. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, МоскваАлексей Щусев. Церковь Святого Николая Мирликийского в Бари, Италия. 1912. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва

Большое внимание в экспозиции уделено деятельности Алексея Щусева в годы Великой Отечественной войны. Главной задачей архитектора в это время стала работа по восстановлению разрушенных городов и сохранению поврежденных памятников архитектуры в Истре, Новгороде, Сталинграде, Кишиневе, Туапсе. Творческое наследие 1940-х годов также представлено проектами зданий научных учреждений по всей стране, работу над которыми возглавляемая Щусевым мастерская «Академпроект» продолжала в военные и послевоенные годы.

Завершает экспозицию в Анфиладе секция, посвященная последнему проекту Алексея Щусева — Музею русской архитектуры, который был создан по его инициативе в 1945 году. Документы, рассказывающие о ранних годах существования музея и подготовке первой выставки 1948 года, представляют Щусева как выдающегося ученого и организатора. Произведения искусства: гравюры, акварели, живопись, — а также книги и материалы научных экспедиций, включенные в собрание музея, когда Щусев был его директором, свидетельствуют о тонком художественном вкусе мастера.